Семинар 12. Политико-правовые учения североамериканских просветителей.
1. Становление политико-правовой идеологии в США. 2. Политические и правовые взгляды Т Джефферсона и их воплощение в «Декларации независимости» и «Билле о правах». 3. Федералист: политические взгляды А Гамильтона. 4. Политико-правовая философия Мэдисона. 5. Теория естественного права Т Пейна. 6. Политико-правовые взгляды Б Франклина. ЛИТЕРАТУРА Американские просветители. М., 1970. Антология мировой правовой мысли в 5 т. – М., 1999 Гамильтон А, Мэдисон Дж..Федералист. Политические эссе. М, 1993 Гаррингтон В. Основные течения американской мысли. Т 1-2. –М., 1962 Гончаров Н. М. Общественно-политические взгляды Томаса Пейна.М., 1969. Ефимов А. В. Очерки истории США.М, 1958 Печатнов В. О. Гамильтон и Джефферсон. М.,1984 Согрин В. В. Основатели США исторические портреты. М, 1983 . Семинар 13-14. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ(4 часа). 1. Философско-правовое учение И. Канта; а) методология Канта. Специфика моральных наук: б) учение о человеке, моральном законе (категорическом в) правовые воззрения; г) либеральная концепция государства. 2. «Философия права» Гегеля: а) методология построения политико-правовых категории. б) этапы развития идеи права; в) учение о государстве. Вопросы для мозгового штурма 1. Почему Кант считал, что Право- это самое святое, что у Бога на Земле? 2. Почему Кант считал, что законы, направленные на введение счастья- это зло? 3. Есть ли право на счастье?
Материалы для интеллектуальных дебатов. Считаете ли Вы, как и Кант, что человек (любой, в любое время) не может быть только средством для другого человека, но должен обладать для нас непреходящей ценностью, или отношение к другому индивиду всегда субъективно, нет отношения к "человеку вообще", "человечеству вообще", поэтому некоторых людей оправданно рассматривать только как средства для достижения своих целей? фрагменты: "Отсюда само собой напрашивается вывод, что в ряду целей человек (а с ним и всякое разумное существо) есть цель сама по себе, т. е. никогда никем (даже Богом) не может быть использован только как средство, не будучи при этом вместе с тем и целью, что, следовательно, само человечество в нашем лице должно быть для нас святым, так как человек есть субъект морального закона, стало быть, того, что само по себе свято, ради чего и в согласии с чем нечто вообще может быть названо святым. Ведь этот моральный закон основывается на автономии его воли как свободной воли, которая по своим общим законам необходимо должна также согласоваться с той волей, которой ей следует подчиняться". И. Кант "Критика практического разума" "Мы должны на место любви к богу поставить любовь к человеку, как единственную истинную религию, на место веры в бога – веру человека в самого себя, в свою собственную силу, веру в то, что судьба человечества зависит не от существа, вне его или над ним стоящего, а от него самого, что единственным дьяволом человека является человек грубый, суеверный, своекорыстный, злой, но также единственным богом человека является человек". Л. Фейербах "Сущность христианства"
Литература Гегель В. Ф. Философия права. М., 1990. Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Соч. в 6-тн томах. Т,4. 4.2. М., 1965. Нерсесянц В. В. Гегелевская философия права. М., 1974. Пионтковский А. А. Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-правовая теория, М., 1963, Соловьев Э. Ю. Кант: взаимодополняемость морали и права, М., 1992. Философия Канта и современность М., 1974. Семинар 15. Политические учения в Западной Европе В XIX начале XX в. 1. Основные направления политической идеологии в XIX в. 2. Консервативная реакция на французскую революцию (Э.Берк, Ж. де Местр). Критика Руссо. 3. Либерализм и его представители: Б. Констан, А. Токвилль, И. Бентам, Дж.Ст. Милль. 4. Социологический позитивизм (Г. Спенсер, О. Конт, Р. фон Иеринг). 5. Социологическая теория государства Л. Гумпловича. 6. Политико-правовые идеи Ф. Ницше. Литература
Антология мировой политической мысли. М.: Мысль, 1997. Антология мировой правовой мысли. М., 1999. Берк Э.Размышления о революции во Франции. М.1996. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX — начала XX века. М.,1988. Либерализм Запада XVII-ХХ вв. / Под ред. Согрина В. В. и др. М., 1995 с. 62 Милль Д. О свободе//historic.ru. Мишель А. Идея государства. М., 2008. Мочкин А.Н. Ницще. М, 2006. Ницше Ф По ту сторону добра и зла // Сочинения - Т 2 - М, 1990 Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Сочинения - Т 2 - М, 1990 Токвилль А. Демократия в Америке. М.1996 Федорова М.М Французский либерализм до и после революции. Руссо-Констан// ПОЛИС- 1993- № 6- С. 132.
|