Студопедия — Проблема смысла и направленности исторического процесса. Человек и исторический процесс.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Проблема смысла и направленности исторического процесса. Человек и исторический процесс.






Люди всегда задумывались над смыслом собственной жизни, хотели понять, для чего они живут, каковы сущность и ценность их деятельности. В то же время были философы, которые стремились объяснить смысл исторического процесса, его направленность, ответить на вопросы о том, куда идет человечество и как оно развивается. Бытие людей и бытие истории взаимосвязаны, и поэтому нельзя дать ответ на вопрос о смысле жизни, не выяснив смысла истории.

Мыслители всех времен по-разному понимали смысл исторического процесса.

Первая попытка объяснить понимание исторического процесса принадлежит античным мыслителям (Геродот, Фукидид, Платон, Аристотель), которые, размышляя о прошлом и грядущем, поставили вопрос об исторических источниках и их критике.

С точки зрения А. Аврелия, начало человеческой истории было положено грехопадением Адама и Евы, а сама она есть длительный процесс «спасения» человечества и обретения им единства с Богом, которое было утрачено.В противоположность многим своим предшественникам А. Аврелий больше интересуется не хронологией, а логикой истории, чему и был посвящен его главный труд «О граде Божьем», в котором речь идет о всемирном духовном сообществе людей.

К. Маркс и Ф. Энгельс видели субстанцию исторического процесса, прежде всего в материальном производстве и, как уже отмечалось, рассматривали историю как процесс и результат деятельности реальных людей.

Субъекты истории.

Первичными субъектами истории являются конкретные отдельные общества или социоисторические организмы, более высокими, вторичными – системы социоисторических организмов и высшим, третичным субъектом истории является вся совокупность существовавших и существующих социоисторических организмов – человеческое общество в целом.

Согласно унитарно-стадиальному подходу к истории реально существуют не только отдельные социоисторические организмы и различного рода их системы, но человеческое общество в целом, и, соответственно, процессы развития отдельных социоисторических организмов и их систем, вместе взятые, образуют один единый процесс всемирной истории унитаристский (от лат. unitas – единство). Выделение стадий всемирной истории с необходимостью предполагает соединение унитаристского понимания истории со взглядом на нее как на процесс не просто изменения, а развития, причем развития не вообще, а поступательного, то есть прогресса.

XYIII в. подразделение истории цивилизованного человечества на ^ Античность, Средние века и Новое время легло в дальнейшем в основу стадиальной типологии социоисторических организмов, введенной А. Сен-Симоном, который связал каждую из названных выше эпох с определенным типом общества: Античную – с обществом господства рабства, Средневековую – с феодальным обществом господства крепостничества, Новое время – с индустриальным обществом господства наемного труда. Именно смена трех типов общества, по А. Сен-Симону, лежала в основе трех эпох всемирной истории.

Следующий шаг в развитии унитарно-стадиального подхода к истории связан с именами ^ К. Маркса и Ф. Энгельса. В середине XIX в. ими создается формационная концепция, объясняющая материалистическое понимание истории, составной частью которого является теория общественно-экономических формаций.

Общественно-экономическая формация – целостная социальная система, важнейшим элементом которой являются производственные, материальные (экономические) отношения – это базис общества; духовные, политические, и другие связи и отношения – это идеологическая надстройка общества. Доминирующая роль принадлежит материальным отношениям, сердцевину которых составляют производственные отношения, именно они, по Марксу, являются той основой, на базе которой функционирует социальная система.

К самым известным современным концепциям унитарно-стадиального подхода к истории можно отнести теории индустриального общества (А. Арон) и теории постиндустриального общества (Д. Белл, О. Тоффлер), рассмотренные выше, в которых социальный процесс развивается по восходящей линии.

Суть плюрально-циклического подхода к истории заключается в том, что человечество подразделяется на несколько совершенно автономных образований, каждое из которых имеет свою собственную, абсолютно самостоятельную историю. Каждое из этих исторических образований возникает, развивается и рано или поздно с неизбежностью гибнет. На смену погибшим образованиям приходят новые, которые совершают точно такой же цикл развития.


В современной социальной философии, философии истории самостоятельные исторические единицы нередко называются цивилизациями, поэтому такого рода подход чаще всего именуется как цивилизационный или культурологический, который сложился в XIX–XX вв. Одним из основоположников такого подхода был русский социолог, естествоиспытатель, идеолог славянофильства Н. Данилевский. В начале XX в. продолжают эту линию О. Шпенглер и А. Тойнби.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 2401. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия