Студопедия — Проблема бытия в истории философии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Проблема бытия в истории философии






Категория бытия – одна из самых древних философских категорий. Все учения античности содержали ее в качестве центральной. Будь то совокупность природных элементов милетцев, нус Анаксогора, атомы Демокрита или Логос Гераклита, исполняющий роль энергийного принципа всего сущего, - все это, так или иначе, представляет собой конкретные формы проявления бытия. Другое дело, как толковалось такое бытие: рассматривалось ли оно как нечто первичное, определяющее, исходное либо как нечто отражающее иную сущность, недоступную непосредственному восприятию. В античной философии фактически оно понималось в диапазоне от непосредственно воспринимаемого органами чувств первоначала до абстрактных сущностей или принципов, организующих видимое бытие мира и в той или иной мере познаваемых либо, напротив, недоступных познанию.

В истории философии первую концепцию бытия дали древнегреческие философы V1 – V веков до нашей эры – досократики. Одни из них рассматривали бытие как непрерывно изменчивое, становящееся. Например, гераклитовская концепция непрерывного бытия исходит из того, что в мире все течет, все изменяется, причем все изменения, так или иначе, ведут к переходу вещей или явлений в собственную противоположность. Противучения о мире, основная характеристика которого – абсолютное изменение, выступили философы из южно-итальянского города Элея (Парменид, Зенон). Существо философской позиции Парменида заключается в проведении принципиального различия между мышлением и чувственностью, и соответственно между миром, доступным разуму, и чувственно воспринимаемым миром. Мышление и соответствующий ему умопостигаемый мир Парменид характеризовал как вечное, неподвижное, однородное и законченное бытие, которое противоположно всему изменчивому, текучему, временному. Он дает формулировку тождества бытия и мышления в виде афоризма: «Мыслить и быть есть одно и то же». Такое бытие, по Пармениду, никогда не может быть небытием, ибо «бытие есть, а небытия нет». Иначе говоря, есть только невидимый, неосязаемый мир, называемый бытием, и только бытие мыслимо.

Таким образом, элеаты противопоставили истинное бытие как нечто умопостигаемое чувственно воспринимаемому миру. Но вопреки сложившемуся еще в древности мнению, элеаты вовсе не отрицали чувственно воспринимаемого мира, а только доказывали, что для его философского осознания мало одной чувственности, поскольку чувственному восприятию человека дано только изменчивое, временное, текучее. Бытие же неизменно, тождественно себе и поэтому доступно только мышлению, но никак не чувственному восприятию.

Иную трактовку бытия дает знаменитый материалист Демокрит, согласно которому бытие – это атомы, а небытие – пустота, в которой происходит движение атомов. Согласившись с положением элеатов о том, что бытие неизменно, неуничтожимо и несотворимо, Демокрит не согласился с другим их положением, отрицающим чувственно наблюдаемую картину качественного многообразия явлений действительности. Бытие у него множественно и прерывно, оно представляет многообразие атомов, которые отличаются друг от друга по форме, величине, порядку и положению. В отличие от элеатов, атомисты предполагают и небытие – пустоту, в которой происходит движение атомов. Если у Демокрита сохраняющимся бытием являются атомы, и они реально существуют в самой природе, то Платон категорически отвергает саму мысль о том, что сохраняющиеся сущности могут быть имманентной принадлежностью природного мира. Платоновское бытие - не реально существующий, чувственно воспринимаемый мир, а сверхчувственные, постигаемые лишь разумом, бестелесные сущности, называемые им идеями. Платон, подобно элеатам, считал, что о преходящей сфере чувственных вещей можно иметь только «мнение», то есть повседневные представления, но не строгое знание.

Это не могло удовлетворить мыслителей, пытавшихся объяснить реальный мир природы. И первым среди них был Аристотель, который занял критическую позицию по отношению к концепции бытия своего учителя.

Если в античной философии природа есть самостоятельное и вечное бытие, то средневековое учение о всемогуществе Бога лишает природу самостоятельности и творческого начала; есть только одно абсолютное начало – Бог, а все остальное – его творение. Подлинным бытием обладает только Бог. Христианство проводит различие между несотворенным Божественным бытием и сотворенным природным бытием, существование которого непрерывно поддерживается Богом. Без такой поддержки природа тут же провалится в небытие, из которого она была некогда извлечена.

Резкий отход от этой позиции начинается в эпоху Возрождения, когда получило общее признание культ материального бытия. Эта трансформация, выражающая новый тип отношения человека к природе, подготовила такую концепцию бытия, в которой бытие рассматривается как реальность, противостоящая человеку, как сущее, осваиваемое человеком в его деятельности. Отсюда возникает трактовка бытия как косной реальности, которая подчинена слепым, автоматически действующим законам (например, принципу инерции) и не допускает вмешательства каких-либо сверхъестественных сил.

Период классической науки и философии можно охарактеризовать как период натуралистически-объективистских концепций бытия, где природа рассматривается вне отношения к ней человека, т.е. как механизм, действующий сам по себе. Для философии и естествознания этого периода характерна субстанциональная трактовка бытия, когда фиксируется субстанция (неуничтожимый и неизменный субстрат бытия, его предельное основание, исключающее существование какого-либо другого начала) и ее акциденции (изменчивые и преходящие свойства), производные от субстанции. С разными модификациями все эти особенности в понимании бытия обнаруживаются в философских системах Ф.Бэкона, Т.Гоббса, Дж.Локка, Б.Спинозы, французских материалистов, в физике Р.Декарта.

В философии Г.Гегеля бытие рассматривается как первая, непосредственная и весьма неопределенная ступень в восхождении духа к самому себе: абсолютная идея лишь на мгновение материализует свою энергию, а в своем дальнейшем движении и деятельности самопознания она снимает, преодолевает отчужденность бытия от идеи и возвращается к самой себе. Для Гегеля подлинное бытие, совпадающее с абсолютной идеей, есть не косная, инертная реальность, а объект деятельности, полный беспокойства, движения и фиксируемый в форме субъекта, т.е. деятельно. С этим связан и историзм в понимании бытия, который берет свое начало в классическом немецком идеализме.

Марксистская философия, продолжая традицию материалистического монизма, в качестве основы бытия признает материю. При этом обращает внимание на многоуровневый характер бытия (неорганическая и органическая природа, биосфера, общественное бытие), подчеркивает как качественное своеобразие каждого из этих уровней, так и наличие неразрывной взаимосвязи между ними.

В ХХ в. проблеме бытия и небытия пристальное внимание уделяли представители экзистенциализма, особенность подхода которых в том, что она решается преимущественно применительно к человеку.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 630. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия