Студопедия — Римская философия
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Римская философия






 

С начала III столетия до н.э. в регионе Средиземного моря существенно усиливается влияние Рима, который из городской республики превращается в мощную державу. Во II в. до н.э. он владеет уже большей частью древнего мира. Под его влияние попадают и города континентальной Греции. Тем самым в Рим начинается проникновение греческой культуры, составной частью которой была философия. Примерно с этого времени в Риме развиваются три философских направления, которые сформировались уже в Греции – стоицизм, эпикуреизм и скептицизм.

Наиболее известным представителем римского стоицизма был Сенека (4 г. до н.э. – 65 г. н.э.). Он происходил из сословия «всадников», получил юридическое и философское образование. Был воспитателем будущего императора Нирона.

Будучи стоиком, Сенека исходит из того, что всё в мире и во вселенной подчинено власти строгой необходимости. Сенека выделяет два основных жизненных принципа, которые ведут к счастью: 1) жить счастливо – значит жить в соответствии с природой; 2) принцип подчиненности человека судьбе.

Смысл жизни Сенека видит в достижении абсолютного душевного спокойствия. Жизнь, в которой человек все или подавляющую часть своих усилий посвящает собственному совершенствованию, жизнь, в которой не избегает участия в общественных делах и политической деятельности, является, согласно Сенеке, наиболее достойной. Сенека отвергает стремление к богатству и накоплению имущества, однако, как утверждают некоторые источники, это не помешало ему стать одним из самых богатых людей Рима. Когда противники указывали Сенеке, что его собственная жизнь весьма резко отличается от идеалов, которые он провозглашает, тот отвечал, что все философы говорят не о том, как живут сами, но о том, как должно жить.

Наиболее значительным представителем эпикуреизма в римской философии был Тит Лукреций Кар (95-55 гг. до н.э.), написавший философскую поэму «О природе», которая является также и ценным художественным произведением тогдашней литературы.

Лукреций отождествляет свои взгляды с учением Демокрита и Эпикура; последнего он считал наилучшим греческим философом. Атомам, согласно Лукрецию, присуще движение. В решении вопроса движения он стоит на принципах Эпикура. Он пытается определенным образом обосновать отклонения от прямолинейного движения атомов.

В понимании Лукрецием атомистической теории уже можно встретить признаки эволюционизма. Он придерживается взгляда, что все органическое возникло из неорганического и что сложные органические виды развились из простейших.

Лукреций пытается объяснить естественным образом и возникновение общества. Он говорит, что первоначально люди жили в «полудиком состоянии», не зная огня и жилища. Только развитие материальной культуры ведет к тому, что человеческое стадо постепенно превращается в общество. Так же как и Эпикур, он полагал, что общество, общественная организация (право, законы) возникают как продукт взаимного соглашения людей (теория договора).

В области этики Лукреций последовательно отстаивает эпикурейские принципы спокойной и счастливой жизни. Средством достижения счастья является познание. Чтобы человек жил счастливо, он должен освободиться от страха, в частности от страха перед богами.

Прогрессирующий кризис римского общества закономерно отражается и в философии. Наиболее интересным философским направлением в этот период был неоплатонизм. В основе этого течения лежали философские идеи Платона. Он является последним цельным философским течением, возникшим в период античности. Наиболее ярким представителем неоплатонизма был Плотин (205-270 г. н.э.).

Плотин считал, что основой всего существующего является сверхчувственный, сверхъестественный, надразумный божественный мир. От него зависят все формы бытия. Можно сказать, что божественный принцип Плотина является абсолютизацией и некоторой деформацией мира идей Платона. Много внимания Плотин посвящает душе.

Она является для него определенным переходом от божественного к материальному. Душа – это нечто чуждое материальному и телесному. Согласно представлениям Плотина, душа не связана с тело органически. Она является часть мировой души.

В теории познания единственно подлинным познанием является познание божественного принципа. Последний не может быть постигнут чувственным познанием, не познаваем он также и рациональным путем. Единственным способом приближения к божественному принципу Плотин считает экстаз, который достигается душевным сосредоточением и подавлением всего телесного.

 

Вспомогательная литература по теме

 

Асмус В.Ф. Античная философия. М.,1976

Богомолов А.С. Античная философия. М.,1985

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях древних философов. М.,1979

Рассел Б. История западной философии Т.1. Новосибирск, 1994

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков донаших дней. Античность. СПб, 1994

Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая филсофия. Пермь, 2000

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.,1981

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 914. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия