Студопедия — Философия Просвещения в России.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философия Просвещения в России.






Идеология и философия европейского Просвещения проникают в Россию и становятся популярными после петровских преобразований начала 18 века.

М. В. Ломоносов (1711-1765) – ученый, который в философии придерживался эмпирического (опытного) метода. Считал, что философия, в зависимости от предмета, делится на две части: духовную (религиозную) и опытную (научную). «Нельзя по Псалтыри изучать природу, как нельзя циркулем измерить божественную волю».

Вершиной философии российского Просвещения является творчество А.Н.Радищева. А.Н. Радищев «О человеке, его смерти и бессмертии» - философская антропология. Философская антропология занимает центральное место в русской философии, тогда как теория познания (гносеология) — центральная в западной философии — занимает в русской философии скромное место.

 

3.Отечественная философия 19 – 20 вв.

Чаадаев Пётр Яковлевич (1793-1856)

Автор 8 «Философических писем» и «Апологии сумасшедшего». Самое известное его произведение - «Первое философическое письмо». В данном письме обозначил важнейшую тему русской философии – «русскую идею» - предназначение России в мировой истории, её отношение к Западу, направление и методы развития России. В «Первом письме» Чаадаев дает неутешительный анализ прошлого, настоящего и будущего России. Прошлое России темно, лишено героизма и рыцарских доблестей. Настоящее: опасная пропасть между дворянством и крестьянством, отсталость. Будущее: непредсказуемо. «Первое философическое письмо» П.Я.Чаадаева вызвало в обществе споры и тем самым сыграло важную роль в формировании двух главных направлений русской общественной мысли: славянофильства и западничества.

 

Славянофильство.

Лидер – А. С. Хомяков. В своей статье «О старом и новом» выступил в защиту идеалов допетровской Руси и с критикой подражания Западу. За исконно-русские начала (самодержавие, православие, народ). Считал, что дворянство должно обратиться к национальной культуре и традициям, а народ должен быть освобожден и получить доступ к образованию.

Соборность – ведущий славянофильский социально-религиозный идеал — свободное единство людей во Христе. Прообразом соборности у славянофилов является русская крестьянская община.

Апокатастазис – идея всеобщего воскресения и спасения людей, независимо от национальности и веры. Идея апокатастазиса проходит красной нитью через всю русскую философию.

Представители славянофильства: И. В. Киреевский, П. В. Киреевский, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин и др.

 

Западничество.

Лидер — А. И. Герцен, самый известный оппонент А. С. Хомякова.

Западники считали, что европейский, западный путь развития является универсальным и единственно прогрессивным как для России, так и для всего остального мира. России необходимо преодолеть свою исторически традиционную отсталость путем революционных (революционные демократы, социалисты и коммунисты) либо эволюционных (либералы) преобразований. В целом западники весьма противоречиво относились к Западу, зачастую подвергая критике буржуазный характер западного общества.

Направления:

Русский либерализм.

Выступали за постепенные буржуазно-демократические реформы (конституционная монархия, избирательные права, парламент, независимый суд и др.). Либерализм в России не пользовался массовой поддержкой.

Представители: профессора Московского университета Т. Н. Грановский, С. М. Соловьёв и др.

Революционные демократы.

Выступали за революцию в России – переход к социализму и коммунизму, бесклассовому обществу. Народники, марксисты, анархисты.

В конечном итоге победили марксисты. С 1917 по 1991 направление развития России определялось марксистско-ленинской теорией. С 1991 по настоящее время – буржуазно-либеральная идеология.

Представители: В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Д.С.Писарев и др.

Русский марксизм: Плеханов Г.В — популяризатор марксистской идей в России. Лидер русских марксистов–большевиков — В.И.Ленин. Автор «Философских тетрадей» Внес существенный вклад в развитие марксистской теории — марксизм—ленинизм.

 

Философия всеединства.

Во второй половине 19 века в России появляется национальная философия – философия всеединства (основное направление русской религиозной философии).

Основатель: В.С.Соловьёв (1853-1900). Автор работ: «Смысл любви», «Общий смысл искусства», «Красота в природе», «Критика отвлеченных начал», «Оправдание Добра» и др.

Всеединство применяется В.С.Соловьёвым по отношению к Богу и Вселенной. Вселенная, Земля представляет собой всеединство. Всё, что делается на Земле имеет вселенский характер. Всеединство живой природы, всеединство человечества, всеединство культуры, всеединство самого человека (разума и чувств, слова и дела – цельность личности).

Представители школы всеединства: Е.Н.Трубецкой, С.Н.Трубецкой, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, С.Л.Франк и др.

Философия всеединства дала начало философии русского космизма. Основатель — Н.Ф.Федоров, автор книги «Общее дело». Предлагал воскресить с помощью науки всех людей и освоить космическое пространство.

Представители: Циолковский К.Э. – ученый и мыслитель, основатель космонавтики и ракетостроения.

Вернадский В.И.: ввел понятия «биосфера», «ноосфера».

Чижевский: «Теория зависимости социальной активности от солнечной активности». Спад солнечной активности – спад социальной активности.

 

Бердяев Н.А. (1874 — 1948) — крупнейший русский философ 20 века.

Основатель русского религиозного экзистенциализма и персонализма, автор работ «Самопознание», «Русская идея», «Философия свободного духа», «Смысл истории» и др. В творчестве Бердяева Н.А. получили развитие философская антропология, философия культуры, философия истории; тема России, русской интеллигенциии и исторической судьбы России.

 

Марксистско-ленинская философия.

После победы Октябрьской революции 1917 года, марксистско-ленинская философия становится основой коммунистической идеологии СССР и советского мировоззрения, основой советского государства - ведущая и единственная в СССР философия.

Религиозная и западная философия в СССР подвергались критике систематической критике.

С 1991 г. в России стал возможен философский плюрализм. Возрождается религиозная философия и другие направления немарксистской философии.

 

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 429. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия