Студопедия — Понятие чувств
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Понятие чувств






 

«Месть за большую обиду, лечение тяжёлой болезни, разрешение больших затруднений, обдумывание больших дел, изучение великого пути - всё производится силой чувств», - говорил китайский мыслитель Гун Цзычжэнь.

Чувствоесть устойчивое, сопровождающее нас порой долгие годы переживание своего отношения к окружающему и самому себе; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Это может быть чувство любви, доверия к миру, уверенности в себе или, напротив, ненависти, неприятия всего мира и себя самого и т.д.

В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, отражающих субъективное значение предметов в конкретных сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. Открывая личности предметы, отвечающие ее потребностям, и побуждая к деятельности по их удовлетворению, они представляют собой конкретно-субъективную форму существования потребностей.

Формирование чувств является необходимым условием развития человека как личности. Предметы чувств – явления и условия, от которых зависит развитие событий, значимых для личности и поэтому воспринимаемых эмоционально.

Чувства представляют собой сознательное отражение отношений, отражение на «языке личности». Чувства человека общественно обусловлены и историчны, как и сама человеческая личность. Чувства возникли и формировались в процессе культурно-исторического развития человека. Способы выражения чувств менялись в зависимости от исторической эпохи.

Социальная детерминация чувств обусловлена тем, что именно практические отношения людей порождают чувства как субъективные отношения, как переживания. Чувства буквально вырастают из эмоций в определенных социально-типичных условиях. Социальная типичность условий жизни определяет своеобразие чувств у представителей различных культур в связи со сходными событиями: демографическими, культурными, политическими и т.д.

Эмоции даны нам природой, и даже если мы не осознаём своих эмоций, мы их испытываем. Чувства же – величайшее достояние, которое ещё нужно обрести. В онтогенезе чувства появляются позже, чем ситуативные эмоции. Они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, образования, культуры и других факторов. В процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему, где одни из них занимают ведущее положение, другие же остаются потенциальными, нереализуемыми тенденциями. Содержание доминирующих чувств определяет одну из важнейших характеристик направленности личности.

Человек может развивать чувства, открывая для себя всё новые и новые краски окружающего и собственного внутреннего мира, или оставаться существом с немудрёным набором эмоциональных реакций: наелся - удовольствие, не выспался - раздражение, попался на низком поступке - страх, не попался - злорадство.

Предметами чувств становятся, прежде всего, те явления и условия, от которых зависит развитие событий, значимых для личности и поэтому воспринимаемых эмоционально. Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или чему-нибудь. Предметный характер чувств отражает их историческую обусловленность. Возникая как результат обобщения предыдущего эмоционального опыта, сформировавшиеся чувства становятся ведущими образованиями эмоциональной сферы человека и начинают сами определять динамику и содержание ситуативных эмоций. Например, из чувства любви к близкому человеку в зависимости от обстоятельств могут развиться тревога за него; горе при разлуке, радость при встрече; гнев, если любимый человек не оправдал надежд, и пр. Такие ситуативные эмоции уточняют содержание чувств в сложившихся условиях и, побуждая к определенным действиям, способствуют развитию вызываемой чувствами деятельности. Иногда чувства и сопряженные с ними эмоции могут вызывать противоречивые отношения к их объекту – проявляется амбивалентность чувств.

Мысли и убеждения также способны порождать чувства.

Чувства, как и эмоции, полифункциональны, что подчеркивает их многогранную значимость для человека. Основные функции чувств:

- мотивационная – чувства мотивируют поведение (Л.И. Петражицкий, Р.У. Липер);

- сигнальная – чувства сигнализируют человеку о потребностной значимости объектов и побуждают направить на них деятельность (С.Л. Рубинштейн). Они выражают пристрастность человека, без которой немыслим ни один активный его шаг. Они обнаруживают свое влияние на производстве и в семье, в познании и искусстве, в педагогике и клинике, в творчестве и душевных кризисах человека;

- оценочная – чувства являются тем языком, той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о значимости для себя происходящего.

В исследованиях выявлено влияние чувств на накопление и актуализацию индивидуального опыта. Данное влияние обусловливают две функции. Первая функция известна под разными названиями:

- закрепления-торможения (П.К. Анохин), следообразования (А.Н. Леонтьев, Я.М. Калашник, А.Р. Лурия), подкрепления (П.В. Симонов);

- вторая эвристическая (О.К. Тихомиров). Эти функции указывают на роль отношения к знанию или к процессу познания: человек воспринимает, запоминает, размышляет, включает в собственный опыт (или исключает из него) лишь то, к чему у него возникло отношение. Отношение указывает на значимость, а значимое достойно усвоения;

- функция синтезирующей основы образа - обеспечивать возможность целого и структу-рированного отражения разнообразия фактически действующих раздражителей (В. Вундт,
А.Н. Леонтьев, К.Г. Юнг, А.Р. Лурия, Ф. Крюгер);

- экспрессивная функция - чувственная экспрессия, наряду с речевой, является одним из главных факторов, обеспечивающих невербальную коммуникацию.

 

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 542. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия