Студопедия — Общественный прогресс
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Общественный прогресс






Имеет смысл казать несколько слов и о широко используемом в повседневной жизни и в средствах массовой информации понятии общественного прогресса. Часто можно слышать и читать о «научно-техническом прогрессе», о прогрессе в тех или иных областях человеческой деятельности – в медицине, строительстве, компьютерной технике и т.п., о прогрессивных политических режимах и странах. Известным штампом советской печати было выражение «все прогрессивное человечество».

Выше мы уже говорили о том, что, вообще говоря, прогресс – это развитие к чему-то лучшему, более совершенному, более высокому. Таким образом, когда мы имеем некоторую последовательность изменений, нам нужно, во-первых, сказать, что именно мы считаем лучшим, более высоким, и во-вторых, указать критерии, согласно которым мы оцениваем те или иные изменения как приближающие нас к более совершенному состоянию или, напротив, отдаляющие от него. Первые будут считаться прогрессивными, вторые – регрессивными. Простой пример: чем больше голов забьет футбольная команда за сезон, тем лучше. Смотрим итоги выступления некоторой команды, скажем, за 10 лет – с 1990 по 2000. Видим, что в 1991 г. команда забила за сезон голов больше, чем в предшествовавшем году; в 1992 г. – больше, чем в 1991 г. В таком случае мы можем сказать, что команда прогрессировала. Согласимся с тем, что более глубокие и обширные знания лучше, чем менее глубокие и обширные. Взглянув на историю науки с 1800 по 1900 гг., мы обнаружим, что за эти сто лет научные знания возросли и стали глубже. Следовательно, наука прогрессировала. Правда, в некоторых областях человеческой деятельности вопрос о прогрессе отнюдь не так прост. Возьмите, например, живопись: был ли прогресс в ее истории от Леонардо и Рафаэля до Пикассо и Дали? Что здесь считать лучшим? По каким критериям оценивать движение к этому лучшему? Неясно. Поэтому неясно, можно ли вообще говорить о прогрессе в этой области.

Однако самый интересный и важный вопрос – это, конечно, вопрос о том, прогрессируют ли в своем развитии отдельные народы и страны, человечество в целом. Античность считала, что золотой век остался позади и дальше может быть только хуже. Христианство грозит нам вторым пришествием Иисуса Христа и Страшным судом. Идея общечеловеческого прогресса получила широкое распространение у французских просветителей ХУ111 в., которые полагали, что общественную жизнь можно устроить по законам разума и, раз эти законы открыты, все народы и страны рано или поздно преобразуют свою жизнь в соответствии с ними. Гораздо более основательной является марксистская теория общественного прогресса, согласно которой все народы в своей истории должны пройти ряд общественно-экономических формаций и в конечном итоге придти к коммунизму – высшей ступени общественного развития. Критерием прогресса здесь выступает развитие производительных сил, которое допускает количественную оценку – рост производительности труда, энерговооруженности и т.п.

Уже в Х1Х в. некоторые русские мыслители, в частности, П.Я.Чаадаев, а особенно Н.Я.Данилевский и К.Леонтьев, подвергли сомнению идею общечеловеческого линейного прогресса и обосновали мысль о том, что человечество распадается на несколько обособленных культур («культурно-исторических типов», «цивилизаций»), каждая из которых слабо связана с другими и проходит свой собственный путь развития, не похожий на пути других культур. В ХХ в. эту мысль развивали немецкий культуролог О.Шпенглер, английский историк А.Тойнби, советский историк Л.Гумилев. В отечественной философской литературе эти два подхода к пониманию развития человеческого общества получили наименование «формационного» (от «общественно-экономической формации») и «цивилизационного»(от понятия локальных, замкнутых цивилизаций). Российские реформаторы, осуществлявшие социально-экономические преобразования в последние 10 лет, ориентируясь на Западную Европу и США, несомненные сторонники формационного подхода, т.е. неявные марксисты-прогрессисты. Их критики, настаивающие на своеобразии истории и культуры России, стоят, конечно, на цивилизационных позициях.

Оставив в стороне эти философские споры, попробуем сами для себя ответить на вопрос: прогрессировало ли человечество от античности до наших дней? В некоторых областях прогресс очевиден: средства производства и производительность труда возросли тысячекратно; бытовые условия жизни улучшились; средства коммуникации и передвижения невообразимо изменились. Если Колумб плыл в Америку два месяца, то сейчас самолет из Москвы долетает до Нью-Йорка всего за 10 часов. Особенно впечатляет прогресс в области вооружений: от меча и копья античного воина до водородной бомбы. Тот, кто считает такого рода показатели основными, будет с уверенностью утверждать: да, человечество прогрессировало!

Однако можно спросить и о другом: стали ли люди мудрее и добрее, стали ли они более свободными и счастливыми? Быть может, как раз это и есть самые главные показатели прогресса, но вот относительно них ответ далеко не очевиден.

 

Вопросы

1. Что такое общество?

2. Понятие нации.

3. Деятельность и ее виды.

4. Собственность. Виды собственности.

5. Власть и государство.

6. Понятие общественного прогресса.

 

Основная литература

1. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. М.,1999.

2. Ивин А.А. Социальная философия. М., 2003.

3. Философский энциклопедический словарь. Под ред. А.А.Ивина, М., 2003.

4. Введение в философию. М., 2002. Разд.II, гл.7, 8.

Дополнительная литература

5. Панарин А.С. и др. Философия власти. М., 1993.

6. Панарин А.С. и др. Философия политики. М., 1994.

7. Ивин А.А. Философия истории. М., 2000.

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 409. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.029 сек.) русская версия | украинская версия