Студопедия — Право и иудаизм
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Право и иудаизм






Правовое регулирование жизни общества является органичной частью иудаизма. Основные иудейские законы, носящие как религиозный, так и государственный характер, прописаны в Торе (Пятикнижии). Само слово тора традиционно переводится как закон, или божественное наставление. Такой перевод указывает не только на правовую силу этих предписаний, но и на их божественность; а игнорирование законов Торы обозначает как злодеяние против людей, так и преступный акт против Бога. Законы Торы примечательны тем, что в них выражаются такие принципы человеческого общежития, которые в той или иной форме существуют в любых обществах, включая и языческие. Однако в Торе ясно осмыслены и прописаны не только сами законы, но и мера ответственности за их нарушение. Столь глубокое осознание правового аспекта жизни общества позволило иудейской мысли проанализировать многие стороны природы человека, выделить те черты, которые для него естественны, и те, кои являются для людей противоестественными.

Прежде всего, надо отметить, что, вопреки расхожему мнению, будто евреи считают, что нормы морали применимы лишь к евреям и могут игнорироваться в отношении к гоям (к людям, не исповедующим иудаизм), в Торе указывается на то, что к любому человеку надо относиться справедливо. Об этом пишется так: «Если найдёшь вола врага твоего, или осла его, заблудившегося, – приведи его к нему. Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его: развьючь вместе с ним» (Исход 23:4-5). Не менее примечательны следующие слова: «Один суд должен быть у вас, как для пришельца, так и для туземца» (Левит 24:22). В Торе запрещено притеснять иноземца (Исход 22:21). Вместе с тем в Торе весьма часто употребляется слово рабыня или раб, что указывает на то, что рабство в иудаизме воспринимается как норма. Более того, если за убийство свободного человека полагается смертная казнь, то за убийство раба полагается наказание, но какое именно, не указывается (Исход 21:20). Рабское состояние предполагает и невысокую меру ответственности за преступления (Левит 19:20). Однако законы Торы дают рабам и определённую защиту, которая предохраняет их от насилия (Исход 21:26-27). Положение дочери в семье является подчинённым, и отец может её продать на оговорённых условиях в рабыни (Исход 21:7-11). В Торе также даются предписания касательно отношений со своим административным руководством, например, пишется так: «… начальника в народе твоём не поноси» (Исход 22:28).

Существенным аспектом правовой культуры иудаизма является постулирование принципа самостоятельности человека в деле борьбы за правду. Человеку важно защищать справедливость независимо от мнения большинства, независимо от каких-либо внешних факторов (Исход 23:1-3).

Существенную роль Тора играет в организации трудовой деятельности людей, предписывая рабочие дни и нерабочие. Нерабочим днём в иудаизме является суббота, несоблюдение которой жёстко наказывается (Исход 20:10-11, 34:21, 35:2). В Новом Завете обращается внимание на приоритет духовно-нравственных убеждений над прописанным законом (Евангелие от Марка 3:1-5), а день, посвящённый Богу, переносится с субботы на воскресенье, что связано с воскрешением Христа из мертвых. Однако в иудаизме по-прежнему почитается суббота. Её называют шаббатом (от корня швтпокоиться, прекращать работу). В этот день следует избегать работы, даже вождение автомобиля понимается как работа; и любой, кто направится на автомобиле в иудейский квартал, увидит светофоры, завязанные чёрным полиэтиленом, к тому же водитель рискует сохранностью своей машины. Власти современного Израиля также вынуждены считаться с шаббатом, как с религиозной нормой, а её игнорирование может повлечь массовые беспорядки. Так, в июне 2009 года руководство города Иерусалима открыло в субботу платную автостоянку, после чего иудеи массово выступили с протестом и устроили столкновения с полицией.

Говоря о смертной казни, допустимой законами иудаизма, следует учесть то, что предполагается весьма большой список преступлений, за которые виновного казнят. Назовём эти преступления:

1. за богохульство (Левит 24:16);

2. за убийство (Исход 21:12, 21: 14, Левит 24:17);

3. за опосредованное убийство (Исход 21: 29);

4. за колдовство (Исход 22:18, Левит 20:27);

5. за блудодеяние и прелюбодеяния (Левит 20:10, 21:9, Второзаконие 22:14-24);

6. за половые извращения (Исход 22:19, Левит 20:11-18);

7. за злословие на своих родителей (Исход 21:17; Левит 20:9);

8. за грубое отношение к родителям (Исход 21:15);

9. за похищение и продажу человека (Исход 21:16);

10. за приношение жертвы языческим богам (Исход 22:20; Второзаконие 17:3-5).

За особенно тяжкие преступления, обычно связанные с богохульством и блудом, полагается казнь в виде сожжения или побития камнями. Гораздо менее строгие наказания предусмотрены за воровство. Многие положения Торы носят предписательный характер, имеющий целью минимизацию возможности совершения преступного деяния или предотвращение складывания таких условий, при которых человек уязвим к греху. Так, несмотря на то, что в иудаизме разрешается развод, на практике он трудноосуществим, поскольку мужчине предписывается жениться на девушке, но не на женщине (Левит 21:7, 21:13-14). Таким образом, для разведённой выйти замуж во второй раз было почти невозможно. Между тем, если мужчина вне законного брака отобрал у необручённой девушки девственность, то он обязан на ней жениться и жить только с ней единственной без права на развод (Исход 22:16-17, Второзаконие 22:28-29).

Правовая жизнь, согласно Торе, включает в себя не только взаимоотношение с людьми, но и религиозные обряды, то есть отношение с Богом. Так, в Левите указывается на то, что иноверец не должен прикасаться к святыне, также к святыне не должен прикасаться нечистый человек (например, недавно прикоснувшийся к трупу) (Левит 22:3-10). К совершению религиозных обрядов также не допускаются больные и увечные (Левит 21:17-21).

Несмотря на духовный смысл всего Ветхого Завета, законы Торы, чаще всего, говорят о земном воздаянии за содеянное, как правило, лишь подразумевая загробное воздаяние или наказание. Так, о том, что ждёт человека, чтящего нормы Писания, и индивида, не живущего по закону Божьему, написано в 28 главе Второзакония. Тем не менее в Ветхом Завете существует принцип не возжелай (Притчи 6: 25), а бережное отношение к своему духовному миру рассматривается в качестве первостепенной задачи (Притчи 4: 23).

Наказание преступника может проводиться прилюдно; для признания вины необходимы очевидные доказательства (Второзаконие 22: 13-18) или показания, как минимум, двух свидетелей (Числа 35: 30; Второзаконие 17: 6; 19: 15). Самым позорным видом смертной казни считается побитие камнями (обычно так поступают со служителями дьявола), однако к осуществлению этого наказания приступают, прежде всего, свидетели, а потом вся община (Второзаконие 17: 7). Свидетель, обвиняющий человека ложно, должен понести наказание, которое лжесвидетель умышлял сделать невиновному человеку (Второзаконие 19: 16-19). Подчас для решения вопроса об обвинении без однозначных доказательств, уместно обращаться к обряду, который безвреден для чистого человека и губителен для опороченного (Числа 5: 12-31).

В целом, законы, изложенные в Торе, признаются не только иудеями, но и христианами, ибо, прежде чем выполнить духовный закон, данный в Новом Завете, необходимо соблюдение естественных законов Ветхого Завета (исключением является закон о субботе, что связано с воскрешением Иисуса Христа).

 

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 358. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия