Студопедия — Нотный пример № 11.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Нотный пример № 11.






Происхождение наименований ладов до сих пор обсуждается учёными. Помимо «географической» точки зрения интерес представляет гипотеза Е.В.Герцмана, считающего, что происхождение названий ладов «было связано с использованием “дорийских” и “фригийских” авлосов, “лидийских” и “дорийских” лир, форминг и т.д. — инструментов, которые часто упоминаются в древнегреческой литературе».[110] Широко распространённым был также миксолидийский лад (смешанно-лидийский), который образовывался особым сочетанием лидийских тетрахордов.[111]

Помимо основных существовали также побочные лады (гипо и гиперлады), образуемые от основных различными перестановками тетрахордов. За каждым ладом античная культура закрепляла определённые этосные свойства, дорийский считался подлинным эллинским ладом, отличался мужественным характером, суровостью и строгостью, поэтому эму отдавали предпочтение. Многочисленные высказывания по этому поводу можно найти у Платона, Аристотеля, Аристоксена и других античных учёных. К примеру, Аристотель подчёркивает, что ему «свойственна наибольшая стойкость» и «мужественный характер», и что он соответствует целям воспитания.[112] Фригийский лад считался страстным, экстатическим (такую же характеристику получал авлос, как инструмент Диониса, пришедший из Фригии), он часто использовался в дифирамбе. Показательны следующие строчки из Аристоксена: «Дифирамб, по общему признанию, считается фригийским, в доказательство чего лица, занимавшиеся этим вопросом, приводят многочисленные примеры… Филоксен (из Киферы (434—379),знаменитый музыкант, автор дифирамбов — примеч. В.Цыпина), попытавшийся обработать дифирамб и мифы в дорийском ладе, оказался не в состоянии осуществить это, но, руководимый самой природой, он снова обратился к фригийскому ладу как наиболее подходящему[113]». Лидийскому ладу приписывали скорбное, жалобное звучание, считали его пригод ным только для определённых соответствующих ситуаций.[114] Миксолидийский лад использовался в причитаниях.

Путём добавления к дорийскому ладу тетрахордов снизу и сверху была сформирована так называемая совершенная система, центром которой был средний тон — месса (меза)[115]:

 

Входящие в систему тетрахорды ассоциировались со стихиями: тетрахорд верхних — со стихией Эфира, нижних — с Землёй, средних — с Водой, соединённых — с Воздухом, разъединённых — со стихией Огня. Эта система подразделялась на две: меньшую, включавшую три звена: тетрахорд нижних, тетрахорд средних и тетрахорд соединённых, и бóльшую, состоящую из четырёх тетрахордов, соответственно: тетрахорда нижних, средних, разделённых и верхних. Учёные считают, что совершенная система ассоциировалась с моделью мира и воплощала символику чисел 3,4.5, выраженных геометрическими фигурами треугольника, прямоугольника и пятиугольника. «Семантическая нагрузка пятиугольного числа, символизирующего всю систему, в античной математике особенно велика. Пятиугольник связывался с пятиконечной звездой — пентаграммой, которая в пифагорейско-платоническом учении представляла собой символ жизни, здоровья… тайный опознавательный знак».[116]

Наименования ступеней совершенной системы произошли от названий струн кифары и места извлечения звуков, некоторые из них, например, гипата, месса, нэта, связаны с преданиями о музах дельфийского храма; Гипате, Мессе и Нэте. С помощью совершенной системы и её перемещения на разные тоны добивались получения различных ладов в пределах диапазона лиры и кифары.

Для записи музыки использовались вокальная и инструментальная нотации, обе они относятся к типу знаковых — невменных систем записи. Более древней считается инструментальная нотация, в которой использовались15 знаков архаического алфавита и знаки финикийского алфавита, что указывает на её связь с нотациями Древнего Востока. Лежащие на боку или перевёрнутые знаки, употреблявшиеся наряду со знаками в обычном написании, показывали различие диатонических и хроматических тонов. Для обозначения нотных знаков применяли понятия звука, рода и высотности:







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 460. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия