Студопедия — Поверья о судье загробного мира
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Поверья о судье загробного мира






С погребальным культом связан, очевидно, и образ судьи душ, царя или бога загробного мира. Такой образ, известный во многих религиях, очень неустойчив, изменчив, принимает самые разные формы, очень часто контаминируется с другими образами: с мифологической фигурой «первого человека», с хтоническими божествами плодородия и пр.

В верованиях наиболее отсталых народов такого об­раза, как правило, еще нет, как нет и определенного представления об особом мире душ. У народов с рас­падающимся родовым строем, где начавшаяся социаль­ная дифференциация породила и дифференциацию пред­ставлений о загробной жизни, появляются особые мифо­логические образы, играющие ту или иную роль в судьбе душ, в допуске их в один из тех миров, где обитают души. Это или проводник душ, или чудовище, отпуги­вающее или пожирающее их, или привратник, допускаю­щий в царство мертвых лишь тех, кто удовлетворяет из­вестным условиям, или судья, решающий участь душ. Вот несколько примеров.

По поверью жителей острова Вао (Новые Гебриды), вход в загробный мир охраняется чудовищем в виде огромного краба, которое набрасывается на душу, если у нее нет с собой свиней, и пожирает ее; если же она несет с собой свиней (зарезанных при погребении), чу­довище съедает их, а душу пропускает. В южной части острова Малекула есть поверье, что у входа в загробный мир находится дух-привратник, пропускающий туда только татуированных. На острове Аврора верят в огромную свинью, которая пожирает души тех, кто не посадил при жизни дерева пандануса; а тот, кто таковое посадил, может залезть на него и тем спастись от чудо­вища. Во многих местностях Меланезии есть верова­ние, что привратник – чудовище или дух – пропускает в загробный мир только тех, кто вступил в мужской союз. В других случаях для пропуска требуется плата привратнику, для чего и предназначаются погребальные жертвы...

На некоторых полинезийских островах – Раротонга, Таити – образ божества подземного мира сливается с образом Тики – первого человека и общего предка либо создателя человека. Сращивание этих двух образов – первый человек и царь подземного мира – известно и у некоторых других народов. Таков был Гаечь у ительменов, Яма в Древ­ней Индии...

Образы подземных богов – царей мира умерших – очень разнородны в религиях классического Востока. У вавилонян миром умерших, находящимся под землей» управляют подземные боги Анунаки; в мифах упомина­ется страшная царица ада Эрешкигаль; в других ми­фах богом мертвых выступает Нергал. Сложную эво­люцию образов подземных богов обнаруживает древнеегипетская религия. По-видимому, первоначально там существовало представление, что души умерших поеда­ются подземным богом – шакалом. Со времени первых династий развивается искусство бальзамировать и сох­ранять трупы и возникает представление о боге – покро­вителе этого искусства, боге умерших Анубисе. Но Анубис был первоначально номовым (местным) боже­ством не совсем ясно, какого нома (Сиута?), а по происхождению, видимо, тотемом-собакой (или шака­лом, как некоторые считают); может быть, именно эта его близость к шакалу – пожирателю трупов – по­могла Анубису занять почетное место бога мертвых. Но он не занимал этого места монопольно: в других ча­стях Египта богами мертвых были: бог-собака Кенти-ментиу (Абидос), бог-волк Упуаут (Ассиут), бог Сокарис (Мемфис). Так было до конца пятой династии, когда все эти боги – покровители умерших – были от­теснены на задний план или поглощены Озирисом - пер­воначально местным богом Бузириса, превратившимся затем в общенародное божество плодородия и расти­тельности, хтоническое божество; Озирис и связался в народных представлениях с умершими.

Древнегерманская мифология, отразившаяся, хотя и в измененном виде, в исландской «Эдде», знала несколь­ко олицетворений загробного мира: кроме страшной бо­гини смерти и преисподней Хэль, там выступает води­тель душ и царь светлого царства Валгаллы, куда по­падают души воинов,– Один. Последний превратился с течением времени в главного бога северогерманского пантеона.







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 425. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия