Студопедия — Сознание как осознанное социальное бытие
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сознание как осознанное социальное бытие






 

Основой философско-психологического анализа сознания может выступить известное положение о том, что “сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием” (К.Маркс), а бытие есть реальный процесс жизни людей. Здесь каждое слово говорит само за себя: сознание — это не знание о бытии и не отношение к нему, а само осознанное (значит, не ин­стинктивное, как у животных) бытие.

Ранее мы отмечали общественный, социальный характер бытия человека. Поэтому сознание изначально включено в каче­стве необходимого элемента в социальные структуры. Социаль­ные системы функционируют и развиваются в сознательной дея­тельности человека.

Следовательно, сознание можно рассматривать как функцию, атрибут социальных систем, выводить его содержание и формы из переплетения и дифференциации связей системы. Свое со­держание сознание черпает из социального бытия, точнее, соци­альное бытие представлено, “отпечатано” в сознании человека. Человеческое сознание есть осознание человеком жизненной ре­альности, социальных реально-практических отношений.

В таком случае вместо однородной плоскости сознания вы­являются его глубинные слои. Сознание оказывается многомер­ным, объемным. Оно оказывается причинно обусловленным на различных одновременно существующих уровнях: на уровне меха­ники социального, механики бессознательного, механики знако­вых систем культуры и т.д. (М.К.Мамардашвили)

Сознание представляется составленным из наслоений гене­тически разнородных, в разное время возникших и по разным законам движущихся структур. И уж конечно, сознание в этой своей объемности, в своих многочисленных измерениях не охва­тывается самосознательной работой размышляющего о себе и мире индивида.

Сделаем некоторые выводы.

1. “Сознание вообще” не может рассматриваться как отно­шение к действительности. В таком качестве оно замещает ре­ально-действующего субъекта чистым самосознанием. Сознание должно быть понято как отношение в самой действительности. Сознание есть вполне определенное отношение (или совокупность отношений) в системе других отношений.

2. Сознание не может быть натуральным свойством индиви­да, его нельзя сводить к свойству высокоорганизованной мате­рии — мозгу. Так понимаемое сознание выступает как предмет естественнонаучного анализа, например, в физиологии, нейро­психологии. Ученых всегда привлекала идея локализовать созна­ние в мозговых структурах, в нейрофизиологических механизмах, а затем с помощью экспериментальной, аппаратурной тех­ники изучить его. Примечательно, что многочисленные попытки поисков сознания в мозге не увенчались успехом. Они были бес­перспективны изначально.

3. “Сознание как таковое” не имеет индивидуального сущест­вования или индивидуального представительства. Оно просто есть — ни к кому в отдельности и ни к чему конкретно — вооб­ще не приуроченное. Как таковое, сознание есть культурно (знаково-символически), действенно (результативно), предметно (смыслово) со-организованное сообщество, которое оказывается подлинным “телом” сознания.

Практика сознания как предмет психологического анализа

Выше отмечалось, что сознание есть прежде всего отноше­ние в действительности, т.е. оно встроено в реальный Процесс жизни людей. Тогда конкретный способ такого отношения и мо­жет выступить в качестве теоретического объекта при анализе проблемы сознания. В самой общей форме данный способ мы обозначаем как “практика сознания” (или “работа с сознанием, или “понимание сознания”, или “борьба с сознанием и т.п.).

Каждый человек не является исходной причиной и конеч­ной инстанцией своей жизни, своего сознания, своей смерти все эти феномены человеческого бытия овладевают человеческой субъективностью. Но возможно практическое преобразование их в конкретный способ индивидуальной жизни.

Практика сознания, работа с ним означает, что благодаря стремлению человека, его действиям сознание перестает быть чем-то спонтанным, относящимся к природе (бытию)непосред­ственным автоматическим функционированием. Сознание впер­вые начинает бытьрефлексией. Рефлексия, по сути дела, и вы­ступает как разрыв, каквыход человека из полной поглощенности непосредственным (наличным или природным)процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней.

Предельно точно и глубоко этот процесс описал С.Л.Рубин­штейн. “Существуют два основных способа существования человека и, соответст­венно, два отношения его к жизни. Первый — жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек: сначала отец и мать, затем под­руги, учителя, затем муж, дети и т.д. Здесь человек весь внутри жизни, всякое его от­ношение — это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом. От­сутствие такого отношения к жизни в целом связано с тем, что человек не выклю­чается из жизни, не может занять мысленно позицию вне ее для рефлексии над ней. Это есть существующее отношение к жизни, но не осознаваемое как таковое.

Такая жизнь выступает как природный процесс, во всяком случае, очевид­на непосредственность и целостность человека, живущего такой жизнью. Такая жизнь, когда в ней крепки связи с другими людьми, — самый надежный оплот нравственности как естественного состояния — в непосредственных связях че­ловека с другими людьми, друг с другом. Здесь нравственность существует как невинность, как неведение зла, как естественное, природное состояние челове­ка, состояние его нравов, его бытия...

Второй способ существования связан в появлением рефлексии. Она как бы приостанавливает, прерывает этот непрерывный процесс жизни и выводит чело­века мысленно за ее пределы. Человек как бы занимает позицию вне ее. Это ре­шающий, поворотный момент. Здесь кончается первый способ существования. Здесь начинается либо путь к душевной опустошенности, к нигилизму, к нрав­ственному скептицизму, к цинизму, к моральному разложению (или в менее острых формах к моральной неустойчивости), или другой путь — к построению нравственной человеческой жизни на новой, сознательной основе. С появлени­ем рефлексии связано философское осмысление жизни.

Сознание выступает здесь как разрыв, как выход из полной поглощенно­сти непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отно­шения к ней, занятия позиции над ней, вне ее для суждения о ней. С этого мо­мента каждый поступок человека приобретает характер философского суждения о жизни, связанного с ним общего отношения к жизни. С этого момента, собст­венно, и встает проблема ответственности человека в моральном плане, ответст­венности за все содеянное и все упущенное”.

Рефлексия обнаруживает природность (бытийность) сознания, его внеположенность фактам сознательной жизни, но обнаружива­ет не как предмет (объект) только, а как некоторый символ, смысл которого может быть раскрыт в “терминах” жизни самого субъекта.

Так, например, вычленение З.Фрейдом проблемы подсозна­тельного имело само по себе жизненное значение, как не только борьба с тем, что еще не познано, но как борьба с явлением природы, которое мешало жизни просто фактом своего сущест­вования. Проблема подсознательного — это обнаружение природности (вне-культурности) влечения и снятия его природной непосредственно­сти в некотором культурном образе.

Например, “Эдипов комплекс” не есть обозначение реально случившегося конкретного события в жизни конкрет­ного пациента, а символическое обозна­чение особых явлений сознания. И этот символ требует своей расшифровки, своей интерпретации в языке реальных жизнен­ных событий конкретного человека, тре­бует создания особых условий для нового сознательного опыта субъекта, осознания источников внутренних конфликтов и болезненных состояний.

В свое время на это указывал Н.Бор, отмечая, что проблема подсоз­нательного — это не проблема измере­ния человеком глубин своего сознания, а проблема обнаружения новых условий для нового опыта сознания. В этом смысле работа З.Фрейда есть пример практики сознания, борьбы с ним, преодоления его натуральной непосред­ственности.

С культурно-исторической точки зрения существуют два вида практики, которые формируют (а точнее — осуществляют) со­знание как целое — это магия и вера. В соответствии с первым видом прак­тики образуется (формируется) мифоло­гическое сознание, в соответствии со вторым религиозное. Для Нового вре­мени характерны те виды обществен­ной практики сознания, которые обра­зуют его как частную форму (как определенным образом структу­рированную проекцию “сознания вообще” — этическое, правовое, политическое, эстетическое, научное и т.д.).

К реальностям сознания, описываемым понятием структу­ры сознания, относятся, например, субъект-объектная оппози­ция, ценностные и смысловые установки, фетишистски-праг­матические образования (догматизм, предрассудки, очевидно­сти и др.), системы воззрений и т.д. Структуры сознания, как правило, дискретны в пространстве (носителями их могут быть отдельные индивиды, группы, сообщества) и непрерыв­ны во времени. Например, европейская научная мысль долгое время существовала в такой структуре сознания, как субъект-объектная реальность.

С точки зрения непосредственного функционирования соз­нания, целесообразнее говорить о его состояниях Перечислим лишь некоторые из них: например, наивное, рациональное, обы­денное, мистическое, рефлексивное, многие патологическое со­стояния сознания и т.д. Состояние сознания (функционирующее сознание) задается сложнейшей практикой его, ее механизмами, которые встраивают актуальное сознание в сложившийся тип жизнедеятельности человека.

 







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 446. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия