Студопедия — Гуманитарная парадигма в науках о человеке и обществе
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Гуманитарная парадигма в науках о человеке и обществе






 

Буквальное значение слова “гуманитарный” — относящийся к познанию человека. Различают широкое и узкое понимание термина “гуманитарный”. Широкое понимание термина вбирает в себя всю проблематику человека: его общественное бытие, культуру, самого человека. В соответствии с этим некоторые из естественных наук должны относиться к классу гуманитарных, так как они изучают человека (анатомия, медицина и т.п.).

Специальное понимание термина “гуманитарный” связано со знанием собственно человеческого в человеке, с познанием че­ловеческой субъективности. Гуманитарное познание ориентиро­вано на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни.

Гуманитарная парадигма в науке представляет собой позна­ние природы, общества, самого человека с антропологической, человековедческой позиции; она вносит “человеческое измере­ние” во все сферы общественной жизни. Для нее характерно ис­пользование общих принципов при интерпретации индивидуальных, общественных или исторических событий. Но в то же вре­мя единичное событие не рассматривается как частный случай общей закономерности, а берется в своей самоценности и авто­номности. Для гуманитарного познания важно постичь единич­ные факты как таковые.

Гуманитарное знание включает в себя ценностное отноше­ние к изучаемой действительности; объект познания оценивается с позиций нравственных, культурных, религиозных, эстетиче­ских и т.п. Содержание гуманитарного знания связано с вопро­сами смысла человеческого существования; оно предполагает пе­реход от факта к смыслу, от вещи к ценности, от объяснения к пониманию. Гуманитарное познание представляет собой ценно­стно-смысловое освоение человеческого бытия. Прибегать к ценностным оценкам явлений природы бессмысленно, так как вещи и явления природы не добры и не злы. Гуманитарное зна­ние — это единство истины и ценности, факта и смысла, сущего и должного.

Объекты гуманитарного знания — общество, человек — по­стоянно развиваются во времени истории и в пространстве куль­туры. В отличие от естествознания, утверждающего единствен­ность истины (“точность” науки), в гуманитарных науках, как правило, на одну проблему могут существовать разные точки зрения. Понимание социальных явлений, продуктов культуры, самого человека исторически изменчиво, меняется от эпохи к эпохе. Гуманитарное познание объекта никогда не может быть окончательным и единственно верным. Продукты деятельности и сам человек оцениваются новыми поколениями заново, пере­осмысливаются, наполняются новым значением и смыслом.

Одним из основных способов познания человека и его “вто­рой природы” является понимание. Понимание исторического события, произведения культуры, внутреннего состояния другого человека предполагает пристрастное, заинтересованное отноше­ние субъекта познания, своеобразное его вживание в изучаемую реальность. Понимание — это не только знание, но и соучастие, сопереживание, сочувствие другому. Неотъемлемым моментом понимания является личный опыт исследователя, его нравствен­ные, мировоззренческие установки, ценностные ориентации, его отношение к познаваемому.

Гуманитарные науки используют в познании субъектный подход. При этом подходе человек воспринимается исследовате­лем как активный субъект общения. Исследование, по сути, при­нимает форму диалога двух суверенных субъектов. “Любой объект знания (в том числе человек), — писал М.М.Бахтин, — может быть воспринят и познан как вещь. Но субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным, следовательно, познание его может быть только диалогическим”.

При диалоговом общении исследователя и испытуемого происходит изменение, развитие субъектов общения. Эта особен­ность отличает гуманитарное познание от естественнонаучного, при котором объект изучения остается тождественным себе на всем отрезке исследования. С этим связана ограниченность в применении количественных методов при изучении гуманитар­ной сферы.

Гуманитарная парадигма, субъектный подход совершенно необходимы в человековедческих сферах и особенно в педагоги­ческой деятельности. Отношение педагога к ученику как к объ­екту обучения и воспитания делает педагогический процесс без­детным и безличным. В рамках такой педагогики становится не­возможным понимание человеческой субъективности и полно­ценное развитие человеческого в человеке.

Различие естественнонаучного и гуманитарного подходов в науке отчетливо проявилось в психологии. Уже в конце XIX в. обозначилась неадекватность методологии естество­знания в психологическом познании человека, что позволило В.Дильтею противопоставить друг другу объясняю­щую и понимающую психологии.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 385. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия