Студопедия — Философский анализ феномена человека
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философский анализ феномена человека






 

Философия претендует на построение целостного представ­ления о человеке. Она ставит предельно фундаментальные во­просы человеческого бытия. Проблема места человека в мире, отношение человека к миру и мира к человеку, проблема пре­дельных оснований человеческого познания и действия являются центральными для философии человека. Философия исследует родовую сущность и назначение человека, его отличие от живот­ного, бытие в природе, обществе, культуре, изучает проблему жизни, ее смысла и ценности, смерти и бессмертия. Философ­ское знание о человеке имеет аксиологический статус, т.е. цен­ностный и мировоззренческий.

Однако на создание целостного образа человека не могут претендовать философские концепции, в которых человек рас­сматривается как часть системы. Это прежде всего натуралисти­ческие,концепции, понимающие человека как часть природы. Это также социологизаторские концепции, выводящие сущность чело­века из социального устройства общества. “Социологическое ми­росозерцание, — писал Н.А.Бердяев, — может выставлять на своем знамени человечность, но в нем нельзя найти никакого отношения к конкретному человеку. Утверждается примат обще­ства над человеком, над человеческой личностью”.

Следует указать, что в марксистской идеологии, господство­вавшей в нашей стране, человек понимался как продукт общест­венных отношений, слепок общества, в котором он живет. Сущность человека, по словам К.Маркса, есть совокупность всех общественных отношений. Дейст­вительная природа человека растворя­лась в многообразии социальных явлений (экономических, по­литических, производственных и др.), через призму которых он рассматривался. По этому поводу Н.А.Бердяев очень точно за­метил: “...Маркс начинает с защиты человека, с гуманизма, и кончает исчезновением человека в обществе, в социальном кол­лективе”.

Особый подход к проблеме человека, к созданию его целост­ного образа представлен в тех философских учениях, которые можно означить как философия человека.

Традиционным здесь является сопоставление человека с вы­сокоорганизованными животными и выделение сущностных ха­рактеристик человеческого способа бытия. Философы достаточ­но единодушны в мнении, что границей, отделяющей человека от животных, является сознание, а точнее рефлексивное сознание. Животное слышит, видит, чувствует окружающий мир, т.е. знает его. Но оно не знает, что оно слышит, видит, чувствует, — оно не знает о своем знании. Только человек способен сделать самого себя, свой внутренний мир предметом сознания. Рефлексия не только отличает человека от животного, она делает его иным по сравнению с ним. “Рефлек­сия, - писал П.Тейяр де Шарден, это приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической ус­тойчивостью и своим специфическим значением, — способность уже не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь”.

Появление рефлексии знаменует возникновение у человека внутренней жизни, противостоящей жизни внешней, появление своего рода центра управления своими состояниями и влечениями, т.е. появление воли, а значит, свободы выбора. Рефлекти­рующий человек не привязан к собственным влечениям, он от­носится к окружающему миру, как бы возвышаясь над ним, сво­боден по отношению к нему. Человек становится субъектом (хо­зяином, руководителем, автором) своей жизни. Рефлексия со­ставляет родовую особенность человека; она есть иное измерение мира.

Другой родовой способностью философия человека полагает деятельностный способ его существования. С переходом к трудо­вой деятельности, к целенаправленному преобразующему воз­действию на окружающий мир посредством орудий труда мар­ксистская философия связывает происхождение человека. Спе­циально этот вопрос обсуждается в работе Ф.Энгельса “Роль тру­да в процессе превращения обезьяны в человека”.

Существенным онтологическим основанием человеческой жизни являются общество и культура. В философии эти формы жизнедеятельности людей рассматриваются и в качестве само­стоятельных и самодостаточных образований. При этом человек изначально мыслится в целостном социокультурном контексте: тем самым снимается проблема временной последовательности появления деятельности, общества, сознания, языка, культуры. Все эти характеристики человеческого бытия возникают и скла­дываются одновременно. Вместе с тем каждое из сущностных определений человека специфично и не сводимо ни к какому другому.

Понятие общества фиксирует факт включенности человека в систему связей и отношений с другими людьми, момент всеобщ­ности межчеловеческих социальных связей и отношений. Вне совместного общественного бытия собственно человеческая жизнь немыслима; вне включения человека в общность невоз­можно его становление как человеческого индивида и личности.

В процессе совместной жизнедеятельности люди вырабаты­вают общественно поддерживаемые и воспроизводимые образцы материальной и духовной культуры, ценности и нормы отноше­ний человека к человеку, к основным условиям жизни. Понима­ние культуры как системы духовных ценностей и идеальных эта­лонов отличает ее от общества: если общество есть система свя­зей и отношений между людьми (форма организации жизни лю­дей), то культура есть способ вхождения в общество и само содер­жание общественной жизни.

Философское осмысление общества и культуры общества — необходимая предпосылка разумной деятельности в сфере образования. Ведь “создание и функционирование культуры как спе­цифического общественного феномена, — пишет В.В.Давы­дов, — нацелено на развитие человеческих индивидов”. Куль­тура есть мера человеческого в человеке. Психология в описании хода и результатов становления внутреннего, субъективного мира человека исходит из представления о решающей роли освоения индивидом человеческой культуры. Носителями культурных норм и эталонов в образовании как сфере общественной жизни выступают педагоги.

Особое значение для психологии и педагогики имеет фило­софский анализ проблем биологического и социального в чело­веке, смысла его жизни, смерти и бессмертия. Именно в этих во­просах, остро стоящих в юношеском возрасте, должен разбирать­ся культурно мыслящий и профессионально грамотный педагог.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 385. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия