Студопедия — Что нужно знать о народах России. Справочник для государственных служащих. М., 1999. С. 385-426.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Что нужно знать о народах России. Справочник для государственных служащих. М., 1999. С. 385-426.






«Этикет общественной жизни русского крестьянства определялся ведущей ролью общины… Организационным выражением общинного начала выступал крестьянский сход, На сход приходили в одежде, соответствующей дню его проведения: в будний день - в будничной, в праздник - праздничной. На сходе было принято демонстративное уважение к старшим по возрасту. Старики - главы семей обычно сидят, молодые мужчины стоят. Перебивать старших было не принято. Женщины, как правило, не имели права голоса на сходе, их выслушивали … если решался хозяйственный вопрос, а муж был в отлучке.

Формального голосования при решении вопросов не было, они решались путем согласия с мнением наиболее авторитетных мужиков или "криком".

Сход считался местом, в котором слова и поступки приобретали особое значение. Оскорбление на сходе нельзя было оставить незамеченным, оскорбленный был обязан требовать разбирательства... драки на сходе запрещались законами и драчуны строго наказывались, хотя драки в других местах миром воспринимались довольно равнодушно, а кулачные бои по праздникам "стенка на стенку" даже почитались пристойной забавой.

Одной из основных мер воздействия схода на поведение общинников было увещание… Противиться таким увещаниям было не принято, а не прислушиваться небезопасно - у схода были и другие меры - от штрафа до отдачи в солдаты или отправки в ссылку…

Примечательной особенностью крестьянской жизни были самые разные общественные работы, именуемые помочами… добровольные коллективные работы в пользу кого-либо из общинников при возведении избы, при уборке урожая, при обработке льна или конопли, при вывозе навоза в поле, при сооружения печи, при заготовке капусты на зиму, при изготовлении пряжи, при прополке поля, при сенокошении, при заготовке дров.

…кто-либо из крестьян оповещал о своей потребности в том или ином виде работ; все желающие приходили со своим инвентарем и рабочей скотиной; такие работы воспринимались как праздник, богоугодное дело, …помочи допускались и даже преимущественно проводились в воскресенье и праздничные дни, когда всякая иная работа считалась грехом; оплата деньгами исключалась.

…Хозяин-инициатор не должен был делать замечаний работающим, поторапливать их, указывать, когда начинать ту или иную трудовую операцию и когда ее заканчивать. Он должен был прибаутками подбадривать работающих, шутливо восторгаться их ловкостью. Его жена должна была во время перерывов настойчиво потчевать работников закусками, многократно повторяя, что они "совсем ничего не едят". Во время завершающего угощения хозяин должен был лично приглашать работающих к столу и угощать их, не передоверяя это своим домочадцам. Помочане в свою очередь …стремились выполнять работу как можно более хорошо, быстро и даже с некоторым удальством. Это вело к своеобразной соревновательности, стимулируемой системой шутливого подтрунивания над неловкими и отстающими. Девушки на помочах старались особенно, работа на людях для них была своеобразными смотринами… Завершение коллективной работы всегда сопровождалось не только угощением но и танцами, песнями и играми… Идя на помочи, крестьяне часто и одевались как на праздник, а в ряде случаев для этого шилась даже специальная одежда.

Этикет праздничного пира и гостеприимства у русских крестьян сохранил очень древние обычаи. Особенно архаичные элементы отличают общественные пиры, называемые в разных местностях братчинами, канунами, ссыпчинами, складчинами, свечой. Все эти общественные пиры или трапезы, как правило, приурочивались к большим церковным праздникам…. санкционировались и одобрялись светскими и церковными властями… мирской сход назначал размер вклада каждого хозяина в виде зерна для варки пива, солода, других продуктов или денег, а также срок праздника, место его проведения и ответственных лиц.

Общественный пир устраивался после церковной службы, в них принимали участие только старшие мужчины, полноправные члены общины, но женщины в некоторых местностях отдельно устраивали свои ссыпчины. На такие трапезы принято было приглашать и тех, кто не вносил своего пая - бедняков и нищих. Помимо братчин в храмовые праздники …распространено было хождение в гости, сопровождающееся праздничным застольем и гуляньями - хороводами, молодежными вечерками.

....Приветствия у всех народов рассматриваемой (тюркской – авт.) группы можно разделить на несколько типов, соответствующих разным ситуациям. Общее для всех народов с исламскими традициями арабское приветствие "Аассалам алейкем! Алейкем ассалам" (тат. Эссэлэм галей-кем! Вэгалейкем эссэлэм!) распространено и сейчас, но чаще всего практикуется старшим поколением и, как правило, без рукопожатия. В официальной обстановке у татар и башкир чаще всего используются формулы исэнмесез, хэерлэ, кич, хэ-ерлэ иртэ, не требующие рукопожатия и подчеркивающие некоторую этикетную дистанцию между общающимися. Вышеприведенные формулы, а также фразы нихэл, саумысыз могут сопровождаться рукопожатиями и тогда это будет знаком более фамильярных, этикетно сниженных отношений. Рукопожатие двумя руками всегда означает проявление особого расположения и радушия.

Беседовать стоя по правилам хорошего тона не принято. Во время беседы сидя …нежелательно разваливаться, закидывать ногу за ногу, оживленно жестикулировать, в особенности допускать запрещенные обычаем жесты, например, указывать пальцем на человека. Вообще стиль поведения татар, башкир, казахов русскими воспринимается как несколько излишне церемонный.

Сдержанность в общении как бы компенсируется …поглаживанием бороды, перебирание четок или его имитация. Этот неинформативный язык жестов дополняется порой неинформативными разговорами о погоде, об общих знакомых…в начале каждой беседы. Они служат знаком вежливости и обязательны по правилам этикета. Завершение беседы - обязательные взаимные просьбы не осудить за возможные промахи и отступления от правил хорошего тона…»







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 535. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.026 сек.) русская версия | украинская версия