Палестина
Сложение музыкального искусства на территории древней Палестины относится к середине I тыс. до н. э. Ряд важных указаний на ритуальные литургические формы и песнопения имеются в притчах Библии. Храмовое же литургическое действо складывается во времена Соломона, хронологически совпадая с построением первого храма. Тогда же появляются первые певцы. В оформлении древнееврейского богослужения широко применялся принцип антифона, основанный на сопоставлении хоровых групп[2]. Само богослужение иудеев отличалось пышностью и особой ролью музыкального начала[3]. При царе Давиде музыкальное искусство становится профессиональным. Как и в других древних культурах, статус музыканта был весьма почитаем. Об инструментарии древних евреев можно судить, прежде всего, по тексту Псалтири, в котором каждому псалму предшествует описание инструментов, предназначенных для восхваления Бога. Это цитра, кифара, арфа, невель, набла, киннор, псалтерион/мизмор (струнный щипковый инструмент). К числу инструментов, связанных с ритуалами оплакивания, принадлежали продольная флейта (угаб), свирель и сирийский двойной гобой (халиль). Особое значение среди музыкальных инструментов имела труба, обладавшая сакральной символикой (воплощение Божественного присутствия[4] [5]). По размеру трубы превышали 2 м., их форма имела расширение к концу диаметром 3 - 4 см. По предположению ученых, они издавали 1-2 звука в альтово-теноровом диапазоне. У древних евреев существовала и система фиксации музыки в условной записи. В Торе встречаются специальные знаки, располагаемые, как правило, над словесным текстом. Ониобозначали разные типы опеваний звуков, направление мелодии, длительность звука. Однако строгой фиксации звуковысотности не было. В синагогальной обрядовой практике[6], носившей, в отличие от более древних форм аскетический характер (впоследствии ставшей основой христианского богослужения) оформилось 3 основных типа мелодического развития, сопровождавшего молитвенные тексты[7]. К VI в. до н. э. произошла стабилизация ладовой системы. В её основе была тетрахордная система, заимствованная у финикийцев. Ныне эти лады принято называть «греческими».
Индия
В силу исторических обстоятельств (многочисленные завоевания со стороны соседних народов) образцы древне-индийской музыки не могли дойти до нас в чистом виде, и мы знаем эту музыкальную культуру лишь с существенной примесью чужих, в особенности арабских элементов. По сохранившимся образцам древнеиндийской литературы можно утверждать, что музыкальное искусство в Индии было почитаемо. Привилегированные певцы – т. н. риши – играли важную роль в жизни общества, в каждом индийском племени была семья певцов, входившая в ближайшее окружение царя и даже заменявшая его при совершении культовых обрядов. Они были хранителями песен ритуального характера, впоследствии объединённых в книге гимнов – «Ригведе». Специфической особенностью древнеиндийской музыки является её органичная связь с танцевальным началом, что предполагает особую активность и разнообразие ритмики. Связь с танцевальностью обусловила большое количество ударных инструментов (тарелки, гонги, барабаны различных типов, маленькие литавры – т. н. табла, на которых играли ладонями). Инструментарий. Самый своеобразный и наиболее древний среди струнных инструментов – вина. Строй «вины» – A-dur. Играют на ней, ущемляя струны наперстком со стальным острием. Вина осталась исключительным достоянием индусов и не получила распространения среди других народов востока. Другие струнные инструменты – магуди [8] (инструмент типа лютни), равонастрон или серинда. Характерной особенностью индийской музыки является большое количество ладов. Тадиционная гамма индийцев, возникшая к IV в. до н. э., была семиступенной и называлась свараграма или септака [9]. В музыкальной практике индийцы делят ещё октаву на 22 тона (шрути, буквально – «еле слышимый, едва доступный воприятию»), величина которых равна примерно ¼ тона, из которых каждый может являться исходным пунктом для новой гаммы. Так возникают 6 главных гамм и 30 побочных, которые отличаются друг от друга лишь пропуском отдельных интервалов: Тоны в светской музыке обозначались при помощи слогов, в духовной – чисел. Ритм обозначался дугами и прямыми линиями. Для инструментальных сочинений, в т. ч. пьес для в и ны, была выработана особая нотация с указанием аппликатуры и манеры исполнения. В недрах народной музыки сложился особый принцип исполнения - рага (в переводе – «взволнованность, страстность, возбуждённость»). рагу связывали с символикой времени года, движения светил и определёнными душевными состояниями. Содержанием той или иной раги являлся определённый лад и характер ритма.
Китай
Характерные особенности китайской музыки сложились в глубокой древности и на протяжении пяти тысячелетий существовали в неизменном виде, поэтому установить её строгую периодизацию чрезвычайно затруднительно. Столь жёсткое следование традиции было инициировано и регламентировалось государством. При императоре существовал Высший совет по музыкальным делам. Он должен был следить за тем, чтобы раз и навсегда установленные музыкальные нормы не нарушались под страхом наказания. Применение различных мелодий и музыкальных инструментов также регулировались. Так, в каждом месяце года разрешалось применять лишь определённые гаммы и инструменты. В древнем Китае императоры создавали большие придворные оркестры[10]. Помимо придворных церемониалов оркестры участвовали в военных походах, манёврах и парадах. Своеобразие китайской музыки (народной, храмовой, придворной) определяется пентатонным ладом, существующим в пяти разновидностях[11]. Также применяется термин «китайская гамма». Пентатоника в китайской музыке сформировалась в глубокой древности, она была связана с древней китайской философией и имела мистический смысл. Основатель древнекитайской философии Фу Си (III тыс. до н.э.) связывал с пятью тонами пентатоники стихийные элементы: землю, воду, воздух, огонь и ветер. Наиболее древним из музыкальных памятников Китая является «Книга песен» (Шицзин). Музыкальная запись древнейших песен Шицзин отсутствует, первые записи напевов относятся к VI – I векам до н. э., и они свидетельствуют о том, что, наряду с пентатоникой, некоторые мелодии включают в себя также IV и VII ступени, что приближает их к лидийскому или дорийскому ладам. Разнообразие китайской мелодике придают регистровые переходы. Велико значение метроритма, с широким включением синкоп и переменных размеров. Важнейшая особенность китайской музыки – единство с поэтическим текстом, а также её неразрывная связь с танцевальным началом. Исполнение китайской музыки предполагает включение других искусств и элементы театрализации. Специфическим феноменом китайской культуры является музыкальный театр. В числе китайских инструментов преобладают ударные, имеющие высокие регистры и резкую звучность: бянь-джун (набор из 16 бронзовых колокольчиков, настроенных по хроматизмам), различные виды гонгов и барабанов (каменные, бронзовые, деревянные и т.д.). Из числа струнных инструментов выделяются цин [12], пиба (прототип лютни и гитары), хуцинь (род скрипки), духовая группа представлена люй (набор бамбуковых или металлических трубок), пай-сяо (род «флейты Пана»), шэн (многоствольный инструмент с воздушным резервуаром из тыквы). С древнейших времён в Китае активно разрабатывалась музыкальная теория. Ещё до Пифагора было установлено соотношение длины струны с определёнными интервалами. В пределах октавы на основе квинтовых соотношений тонов был выведен хроматический звукоряд, пучивший название системы люй и был изложен в III в. до н.э. учёным Люй Бу Веем. Каждая из 12 ступеней системы люй была связана с определёнными символами (12 месяцев, 12 часов и т.п.), при этом каждой ступени соответствовал определённый цвет. Система Люй была акустической, но не ладовой основой китайской музыки, культивировавшей пентатонную систему мышления. Неоднократно предпринимались попытки расширить звукоряд. Так принц Тсай-Ин пытался во втором тысячелетии до н. э. довести число ступеней до семи в объёме октавы. Однако он, по преданию, встретил жестокий отпор со стороны китайских учёных. Примечательно, что древние китайцы создали этическое учение о музыке, трактуя её как средство воспитания нравственности народа. Великий китайский философ Конфуций говорил: «Если хотите знать, как страна управляется и какова её нравственность – прислушивайтесь к её музыке».
|