Студопедия — Декоративно-прикладное искусство.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Декоративно-прикладное искусство.






Выдающиеся памятники ювелирного искусства 11-13 вв. дошли до нашего времени в виде кладов (Рязанский клад, Вищинский клад). Для ювелирных изделий этого времени характерно применение серебра, при этом многие предметы украшались изображениями фантастических зверей и птиц, переплетённые лентами, изредка встречаются и человеческие изображения. Мастера прекрасно владели литьём и ковкой. Во многих серебряных изделиях – браслетах, серьгах, колтах и т.п. искусно применялась техника черни. Самые изящные предметы создавались в технике скани (филиграни)– выполнение на поверхности предмета сложного узора путём напаивания тонкой золотой или серебряной нити, образующей кружево, а также в технике зерни – напаивание на поверхность предмета десятков или сотен мельчайших металлических шариков или зёрнышек. Тонкостью и многоцветностью отличались ювелирные изделия, украшенные в технике перегородчатой эмали – стеклянной массой застывшей в специальных углублениях на поверхности предмета.

Особый интерес представляют предметы вооружения, украшенные мастерами – церемониальный топорик князя Андрея Боголюбского (12 в.), шлем князя Ярослава Всеволодовича (начало 13 в.) и др.

Археологические находки изящно украшенных бытовых предметов из дерева, кожи, кости свидетельствуют о высоком уровне декоративно-прикладного искусства широких слоёв населения городов Древней Руси. В их растительных и звериных мотивах и орнаментах наиболее широко отразились древние народные верования и представления, а также христианская символика.

Важную роль в украшении храмов играли мозаики и фрески. Со времён Киевской Руси 11-13 в. их сохранилось немного, и в первую очередь это мозаики и фрески Софии Киевской (1037 г.), которые следуют византийским образцам, т.к. их авторами были греки – 8 мастеров выкладывали их на протяжении 3 лет. Первоначально в Софии Киевской было 640 м², однако на сегодня сохранилось 260 м². Росписи и мозаики несут в себе просветительские функции и призваны визуально представить евангельскую легенду. Одним из центральных является мозаичное изображение Богоматери Оранты (фигуры с поднятыми руками). Этот образ символизирует «церковь небесную» и Богоматерь – устроительницу и защитницу Киева. Помимо фресок религиозного характера, в Киевской Софии имеются светские композиции на стенах лестничной башни. Здесь изображены скоморохи, музыканты, а также игры на константинопольском ипподроме. Сохранился и групповой портрет семьи князя Ярослава Мудрого, при котором была построена София Киевская.

В росписях и мозаиках мастера стремились показать внутреннее божественное содержание человека. Показательно мозаичное изображение Дмитрия Солунского – святого воина, представлявшего идеал мужественного и бесстрашного рыцаря той поры (церковь Архангела Михаила Михайловского монастыря в Киеве (1111-1112 гг.).

Значительно больше сохранилось фресок 13-15 вв. в храмах Новгородских и Псковских земель, которые не пострадали от нашествия монголо-татар в середине 13 в. Следуя византийским традициям художники этого региона опирались на крепкие местные традиции, отражая в мощных и мужественных индивидуализированных образах святых своё восприятие мира, основанное на специфике суровой северной действительности.

Особое место в искусстве Древней Руси занимают миниатюры рукописей, украшавшие редкие книги того времени. В исполнении миниатюр прослеживаются связи с балканскими странами (Остромирово Евангелие, 1056-57, Изборник Святослава, 1073 и др.).

Иконопись. Ещё в конце 11 в. в Киеве был свой иконописец Алимпий. Сохранилось малое количество икон 12-13 в., что связано с разгромом Киевской Руси монголо-татарами в середине 13 в. Значительное количество икон 12-13 вв. сохранилось в Новгороде и его окрестностях. В работах новгородских мастеров возникали образы, исполненные необычной глубины и подлинного величия. Таковы «Устюжское Благовещение», «Спас Нерукотворный», «Успение».

После монголо-татарского нашествия в середине 13 в. органичное развитие древнерусского искусства прерывается, за исключением не попавших под власть монголов новгородских и псковских земель. Территория Беларуси также не попала под власть монголов и постепенно вошла в состав ВКЛ, а потом и Речи Посполитой. Это повлияло на западно-европейскую ориентацию её искусства, в котором при этом сохранилось значительное влияние древнерусского и византийского наследия. Поэтому дальнейшее развитие древнерусского искусства рассматривается в основном на материалах северо-восточной Руси.

В 14 в. происходит расцвет новгородской иконописи, которая была тесно связана с народным творчеством, и в большой степени выражала народные идеалы добра, справедливости и самопожертвования. Эта связь проявляется в приверженности художников к ярким краскам и в переосмыслении традиционных византийских образов в духе народных верований – так св. Георгий стал сказочным рыцарем, св. Николай – добрым старцем.

В 15 в. в Новгороде работал Феофан Грек, который расписал несколько новгородских церквей, создал некоторое количество икон. Образам святых Ф.Грека присуща глубокая искренняя эмоциональность, в них угадывается трагичность и внутренняя борьба. В тоже время каждый святой обладает своей яркой неповторимой индивидуальностью, что сообщает им жизненную конкретность и переживания (иконы: «Троица», «Преображение» и др.).

В 1380 г. произошла Куликовская битва, положившая начало освобождению Московского государства от монголо-татарского ига. Постепенно земли северо-восточной Руси объединяются вокруг Москвы, которая становится среди них ведущим культурным центром. В 1/пол. 15 в. в Москве работает иконописец Андрей Рублёв. Его работам «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел», «Троица» присущи большое мастерство, высокий гуманизм, ясность и чистота нравственных идеалов. Именно его творчество преобразило лицо московской живописи 15 в.

С середины 17 в. московская живопись постепенно начинает переход на позиции реалистического искусства. В первую очередь это относится к деятельности художника Семёна Ушакова. Любимая его тема – «Спас Нерукотворный». В этой иконе он стремился к объёмной тщательно моделированной форме, к созданию реальной пространственной среды. Стремление к жизненному правдоподобию у него всё же не смогло преодолеть условность старого иконного письма, но оно принесло свои плоды в дальнейшем.

Новые реалистические тенденции и отход от старых византийских канонов изображения проявились в первой половине 17 в. с особой отчётливостью в «парсуне» (от слова «персона») – портрет, выполненный в технике иконописи и в некоторой мере передававший индивидуальные черты конкретных людей. «Парсуна» – первая ступень в развитии реалистического портрета в русском искусстве (портрет царя Фёдора Ивановича (2/4 17 в.), царя Ивана 4 (2/4 17 в.), царя Фёдора Алексеевича (1686) и др.).

 







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 605. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия