Видеопрактика. 1. Отрывок из передачи цикла «Легенды мирового кино» (Телеканал «Культура», 2005) : Братья Люмьер.
1. Отрывок из передачи цикла «Легенды мирового кино» (Телеканал «Культура», 2005): Братья Люмьер. 2. Отрывок из передачи «Магия и ее магистр» [Жорж Мельес] цикла «От киноавангарда к видеоарту» (Телеканал «Культура», 2003). 3. Фрагмент из х/ф: «Путешествие на Луну» (1902) / Жорж Мельес. Раздел 2. Кинематограф США: 1895–1919 гг. Основные тезисы
1. Лаборатория Томаса Алвы Эдисона:кинетоскоп (аппарат сглазком); витаскоп (проекционный аппарат). Первый коммерческий сеанс кинетоскопа Томаса Эдисона состоялся 14 апреля 1894 г. 2. Этапный для развития кинематографа фильм «Большое ограбление поезда» (1903) Эдвина Портера. Это фильм явился отправной точкой в развитии жанра «вестерн», который, представляет собой довольно редкое сочетание вестерна и гангстерского фильма. В фильме использован метод параллельного монтажа. 3. Главная фигура, самый выдающийся мастер, наиболее последовательный новатор Гриффит (Griffith) Дэвид Уорк (1875–1948), американский режиссер, сценарист, продюсер и актер. ü Выдающиеся фильмы (шедевры мирового киноискусства): «Рождение нации» (1915); «Нетерпимость» (1916). ü Фильм «Много лет спустя» (1908): психологически мотивированный, привлекающий внимание зрителя к лицу героини и, следовательно, к происходящему у нее в душе, – крупный план. ü Вклад Гриффита в развитие киноискусства: с него началось признание кинематографа как полноценного, полноправного искусства, равнозначного литературе, театру, музыке, живописи и т. д.; создал профессию кинорежиссера; реформа актерской игры; превращение кинокамеры в активного участника действия. Организационная структура американского кинематографа ü 1896 (апрель): первый публичный киносеанс в мюзик-холле в Нью-Йорке; ü 1905: первый «никельодеон» в Питсбурге (никельодеон = никель (монетка в 5 центов) + одеон (греч. театр)); ü Центры кинопроизводства: Нью-Йорк, Чикаго; ü Ведущие кинокомпании (со своими киностудиями): «Эдисон», «Байограф», «Вайтограф»; ü Система: производитель, прокатчик, владелец кинотеатров; ü Атмосфера острой конкурентной борьбы. Киновойны; ü 1909: 10 ведущих кинофирм объединились в Патентный трест с целью монополизации производства и проката. 5. Голливуд: начало великой истории Независимые компании: сопротивление тресту; перенос производства фильмов в Калифорнию; ü 1907: начало кинопроизводства в Лос-Анджелесе; ü Пригород Лос-Анджелеса – Голливуд – новый центр кинопромышленности; ü 1913:начало кинопроизводства в Голливуде; ü 1915: 60% американского кинопроизводства в Голливуде; ü Система киностудий (кинофабрик); ü 5 крупнейших киностудий основаны «киномоголами» (иммигрантами-евреями из Восточной Европы):
ü Другие голливудские студии: «Коламбия», «Юнайтед артистс»; ü Ведущие жанры: мелодрама, вестерн, «комическая»; ü 1922: Американская ассоциация продюсеров и прокатчиков во главе с У. Хейсом. Функция внутренней цензуры. 6. Система «звезд» Кинозвезда:очень популярный актер; высокооплачиваемый актер; кумир публики, выступающий в одном из полюбившихся зрителю амплуа (тип актерских ролей) множество раз; залог кассового успеха фильма:
1914 г.: роскошные кинотеатры – кинодворцы («дворцы мечты»); Китайский театр Граумана.
Литература
1. Васильев А. История моды. Вып. 4. Звезды мирового немого кино / Александр Васильев. – М.: Этерна, 2006. – 64 с.: ил. – (Carte postale). 2. Звезды немого кино: сб. / сост. В. Головской. – М.: Искусство. 1968. – 238 с.: ил. 3. Великий немой / подгот. материала Е. Хилькевич; фото из коллекции А. Васильева // Киносценарии. – 2006. – №2–3. – С. 2–21. 4. Гиш, Л. Кино, Гриффит и я / Лилиан Гиш; пер. с англ. З. Гинзбург; под ред М. Блеймана. – М.: Искусство, 1974. – 183 с.: ил. – (Мемуары кинематографистов). 5. Голливуд эпохи немого кино // [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http: //www.referat.su/refs_new/30641/ref_part_2.shtml, свободный. 6. Гэблер, Н. Собственная империя: как евреи изобрели Голливуд / пер. с англ. М. Теракопяна // Искусство кино. – 1999. – №8. – С. 129–144. – №9. – С. 123–135. – №12. – С. 128–149. 7. Добротворский, С. Сказки калифорнийского леса // Кино на ощупь: сб. ст., 1990–1997 / Сергей Добротворский. – СПб.: Сеанс, 2005. – С. 431–438. 8. Кушниров, М. Гриффит // Искусство. – 2002. – №11 (25). – С. 5–7. 9. Опрышко, Н. Возлюбленная Америки: Мэри Пикфорд // Любовь к звездам: любовные истории самых знаменитых актрис. – М.: Олма-Пресс, 2003. – С. 7–38. 10. Рейзен, О. Звезда как зеркало эпохи // Кино в мире и мир в кино: сб. ст. / отв. ред. Л. Будяк. – М.: Материк. 2003. – С. 205–211. 11. Шатерникова, С. Соединенных Штатов Америки кинематография // Кино: энцикл. слов. / гл. ред. С.И. Юткевич. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – С. 394–399. 12. Ямпольский, М. Б. Гриффит и поэтическая традиция // Западное искусство. ХХ век. Классическое наследие и современность. – М.: Наука, 1992. – С. 232–267.
|