Студопедия — Типы визуальной среды
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Типы визуальной среды






Гомогенная видимая среда — это такая среда, в которой либо совсем отсутствуют видимые элементы, либо их количество резко снижено.

В однородной гомогенной среде (равномерные поверхности большого размера) в сознании человека может возникнуть эффект «пустого поля». Это происходит, если при автоматии саккад на сетчатке не

16 Э 924 24-1


возникает перепада освещенности фоторецепторов — объект становится как бы неподвижен относительно фоторецепторов, и человек перестает его видеть через 1—3 с.

В городской среде существует много видимых гомогенных полей (в частности торцы зданий, фасады из стекла больших размеров, асфальтовые покрытия, панельная нарезка фасадов и др. ориентированые пространства), где взгляду не за что зацепиться после очередной саккады. В такой среде амплитуда саккад увеличивается в 3—5 раз, т.е. автоматия саккад переходит на поисковый режим с максимальной амплитудой, что приводит к быстрому утомлению глаз.

Утверждение по поводу получения интересного эффекта в городской среде от отражения объектов (деревьев, облаков и т.д.) на фасадах зданий, облицованных стеклом, не совсем верно ввиду местных климатических особенностей, т.к. при пасмурной погоде (а таких дней в году в Москве около 70 %) большая часть поверхности остается гладкой, зеленоватой, однородной.

В современной градостроительной практике при многоэтажной застройке увеличиваются разрывы между зданиями, что приводит к созданию незамкнутых внутриквартальных пространств, оторванных друг от друга. В подобной среде отсутствуют камерные интимные пространства, где человек чувствует себя защищенным. С позиций видеоэкологии такую среду также можно отнести к гомогенным полям, т.к. в ней отсутствует достаточное количество элементов для фиксации взгляда. В подобной среде у человека увеличивается нагрузка на зрение, т.к. после очередной саккады нет детали для осуществления фиксации, что ведет к увеличению амплитуды саккадических движений глаз. Длительное пребывание в подобной среде ведет к ощущению дискомфорта. Гомогенная среда вынуждает рассматривать предметы с большей тщательностью, т.к. при попадании в поле зрения гомогенной поверхности в мозг поступает недостаточно информации, что вызывает определенный психологический дискомфорт.

Даже такой прием, как внесение цветовых деталей на плоские торцы зданий, должен сопровождаться организацией их в предметные формы и линии, т.к. цвет без контуров и ориентиров приближает среду к гомогенной.

Агрессивная визуальная среда — это окружающая среда, в которой человек одновременно видит большое количество одинаковых элементов (рис. 137). Термин «агрессивное поле» повторяет название картины художника Т. Юккера, где несколько тысяч гвоздей вбиты на половину свой длины в плоскость полотна размером 1,5 х 2 м на расстоянии 15 мм друг от друга. На этой картине, согласно законам физиологии, человек в результате неосознанных движений глаз видит только шляпки гвоздей. Подобная плотность расположения абсолютно идентичных объектов превращается для глаз в негативный фактор.

Гомогенные поля воспринимаются глазом легче, чем агрессивные. Из экспериментальных тестов было выяснено, что т.н. тест «прожектор», состоящий из концентрических окружностей, агрессивней чем «ткань в горошек» при положительном контрасте (черный на белом). При частом расположении однородных элементов условия для фиксации взгляда усложняются, при редком расположении фиксация осуществляется проще. Испытуемые, с тем чтобы снизить напряжение глаз, нередко образуют мнимые квадраты, например из 8-ми горошин вокруг одной центральной (рис. 138).

При мобилизации внимания для поиска детали подавляется автоматия саккад. При высокой плотности одних и тех же элементов глаз физически не может справиться с задачей фиксации одного элемента. В архитектуре агрессивная среда угадывается в организации многооконных фасадов панельных жилых домов. Человек не может точно определить, какое окно он зафиксировал до саккады, а какое после нее. Нарушается основная функция зрения — определение направления, куда смотрят глаза, и того, что они видят. Благодаря автоматии саккад взгляд переносится с одного окна на другое через 0,5—1,0 с. При этом после каждой саккады в мозг идет одна и та же информация: назойливый повтор — «окно», «окно», «окно». Какие-либо акценты отсутствуют, а фиксировать одно окно среди большого их количества глаз физически не может. Аналогична реакция на здания с


л

О-а

к

S X

Га

СО

О О.

I

ф

I







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 486. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия