Студопедия — Виртуализация института религии в современности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Виртуализация института религии в современности






 

Сегодня становится очевидным рост влияния компьютера и сетевых структур на жизнь современного человека. Со становлением информационного общества и развитием компьютерной революции традиционные социальные институты все больше виртуализируются. Религия является одним из базовых социальных институтов. В современном обществе прослеживается тенденция к упадку религиозной веры и уменьшения ее влияния на жизнь общества в целом. Люди становятся все более безразличными к религии, так как их повседневная жизнь исключает необходимость обращения к церкви. Влияние религии на семейную жизнь и политику заметно ослабло. Сегодня человек предпочитает руководствоваться, прежде всего, собственными мотивами. Принадлежность к той или иной религии – личное дело каждого, мы видим явное уменьшение силы ее воздействия на жизнь человека. Изменение политических и социальных отношений, а также СМИ, урбанизация, изменение стиля жизни порождают секуляризацию, плюрализм и субъективизацию веры, разрушая традиционные представления о ней.

Сегодня институт религии виртуализируется. Д. Иванов описывает логику виртуальной реальности, как замещение реальных поступков и вещей образами, иначе говоря, симуляциями [1]. Главными факторами виртуализации института религии мы считаем влияние интеллектуальной секуляризации XIX в.; становление «общества потребления» и сетевых структур. Как следствие, возникает возможность осуществления церковных ритуалов через сеть Интернет, а также распространяются различные религиозные движения типа New Age.

Секуляризация происходит как на уровне общественной структуры, так и на уровне сознания. Религия сводится к удовлетворению духовных потребностей человека, она перестает быть источником абсолютных ценностей. Современный человек является потребителем религии, причем это потребление постепенно переходит на виртуальный уровень, где все чаще потребляются образы. Религия вытесняется в сферу индивидуального, каждый человек сам выбирает религию согласно своим вкусам, которые формируются под влиянием актуальных установок общества потребления. Именно ценности индивида определяют его религиозную принадлежность, но не наоборот.

Если в XIX в. феномен распространения секуляризации был очевиден, то сейчас прослеживается тенденция отката массы к традиционной религии. Причиной этого может быть постоянное вмешательство власти в религиозные дела, принадлежность представителей религиозных конфессий к определенным политическим партиям и т.д. Главной особенностью института церкви в Украине является значительная политизация церкви. Ни для кого не секрет, что на религиозную сферу распространяется значительное влияние государства и СМИ.

Современное общество нацелено на потребление не религии и ценностей, а скорее образов. Такому обществу становится несложно навязать псевдорелигии, учения, которые с легкостью адаптируются под психологию и вкусы современного индивида.

Социальный институт религии превращается в симулятивные образы, исполнение ролей и следование нормам может быть виртуальным, за счет симуляции реальных вещей и поступков. С помощью Интернета происходят процессы развоплощения реальности и материализации виртуального. Религия трансформируется посредством виртуализации, развеществления общества в целом.

Сегодня украинское общество стремится стать «информационным». Однако понятие «информация» в данном случае предполагает скорее коммуникацию, нежели знание. Массовое использование информационных технологий не приближает нас к состоянию информационного общества. Функция СМИ сегодня – не распространение информации, но создание образов событий, которые выгодны их заказчикам или им. С помощью виртуальных симуляций общество стремится компенсировать недостатки социальной реальности. Происходит отчуждение личности в виртуальную реальность. Массовое распространение новых технологий досуга, труда и образования посредством ПК и сети Интернет, а также компьютерную революцию 1970-90-х гг. можно рассматривать как причины трансформации современного общества и социальных институтов, в том числе института религии.

Согласно данным экспертов, количество людей, которые посещают церковь не менее одного раза в неделю, составляет 15,7%; раз в месяц – 20,8%, 50,4% респондентов посещает храм только на религиозные праздники [2]. Возможно, это является следствием виртуализации религии. Церковь утратила свою былую ценность. Со становлением «общества потребления» религиозные институты превращаются в торговцев, а религиозные традиции – в потребляемый товар.

В качестве следствия компьютеризации и виртуализации религии можно рассматривать распространение неких виртуальных храмов, становление таких форм ритуалов, как исповедь по скайпу, возможность составлять электронный список грехов, поставить виртуальную свечу и т.д. Их плюсом является возможность «посещать» храм инвалидам и людям, которые не могут посетить его лично, однако зачастую это лишь способ ухода от действительности. Появление виртуальных храмов является для современного человека удобной «подушкой безопасности», которую можно всегда носить с собой.

Литература: 1. Иванов Д. В. Виртуализация общества [Электронный ресурс] / Д. В. Иванов. – Режим доступа: http://lib.ru/POLITOLOG/ivanov_d_v.txt_with-big-pictures.html 2. Центр Разумкова / Коментарі експерта / Українці не вважають релігійність ціннісним орієнтиром у житті. [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://razumkov.org.ua/ukr/expert.php?news_id=2596

 

 







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 481. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия