Студопедия — Национальных общностей
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Национальных общностей






Введенное представление о национальной общности как носителе процесса интернационализации позволяет перейти непосредственно к характеристике самой интернационализации. Среди основных проявлений данного процесса обычно выделяют углубление взаимовлияния и взаимозависимости национальных общностей, их сближение, выравнивание уровней развития в различных сферах жизни, преодоление замкнутости и изолированности, формирование черт общности и т. п.

Очевидно, что данные моменты выражают различные стороны изучаемого феномена, поэтому они должны быть определенным образом систематизированы. Осознавая это, авторы при определении интернационализации чаще всего идут двумя путями. Одни из них в качестве главной рассматривают ту или иную конкретную характеристику интернационализации (сближение национальных общностей или формирование общности черт, их взаимовлияние и взаимозависимость или усиление всестороннего обмена), считая другие подчиненными моментами. Вторая группа авторов дает определение интернационализации путем фиксации большинства из вышеназванных характеристик.

Такие подходы не могут не вызывать возражений. В первом случае происходит сужение процесса интернационализации до отдельных его проявлений, поскольку отмеченные характеристики, хотя и связаны между собой, в принципе являются рядоположенными, поэтому обозначение сущности процесса через одну из них ведет к тому, что другие остаются за рамки данного определения. Во втором случае имеет место не сущностное, а операциональное определение, являющееся некоторым перечислением эмпирически фиксируемых явлений, а не отражением действительности на собственно теоретическом уровне познания.

Исходным пунктом для выработки общего определения интернационализации общественной жизни национальных общностей могут и должны служить ее конкретные характеристики. Но это возможно лишь при условии, что они в данном определении будут присутствовать в снятом виде. Следовательно, речь идет о поиске понятия более высокого уровня абстракции, чем понятия, выражающие взаимовлияние и взаимозависимость национальных общностей, сближение, общность черт и т. п. В нем последние должны присутствовать в качестве внутренне опосредованных моментов. Через это более общее понятие и должно быть дано определение интернационализации, способное отразить содержание соответствующего процесса.

По нашему мнению, таким понятием выступает понятие "взаимодействие". В диалектико-материалистической философии под взаимодействием понимается категория, фиксирующая порождение одним объектом другого, их взаимное воздействие и взаимную обусловленность, взаимопереход друг в друга, изменение состояния и т. п. Интернационализация выражает именно такой вид связи национальных общностей, каковым является взаимодействие, – взаимозависимость и взаимовлияние, сближение и формирование общности черт, усиление обмена и выравнивание уровней развития есть не что иное, как элементы одного и того же явления – взаимодействия национальных общностей.

Нельзя сказать, что понятие "взаимодействие" не используется исследователями при анализе интернационализации. Однако оно употребляется, как правило, не категориально.

Категория взаимодействия играет фундаментальную роль в современной картине мира и является существенным методологическим принципом познания природных и общественных явлений. Как отмечает Н. Г. Бе­лянкина, в настоящее время "акцент в постановке проблемы нахождения элементарного объекта смещается с выделения субстрата (в форме элементарной "вещи") на анализ связей, отношений элементов", "элементарность становится продуктом системных отношений, а взаимодействие выступает в качестве интегральной характеристики"[101]. Рассмотрение действительности как взаимодействия является основополагающим принципом в современном научном познании, а изучение закономерностей взаимодействия противоположностей в самой сущности предметов выступает основной задачей науки.

Важно обратить внимание также на то, что категория взаимодействия приобрела существенное значение для объяснения источников развития. Если раньше в диалектической методологии в качестве такового рассматривалась борьба противоположностей, то сейчас – их взаимодействие[102].

В рамках каждой формы движения материи существует соответствующий ей тип взаимодействия. Социальная форма движения имеет в основе социальное взаимодействие. Специфика социального взаимодействия в отличие от взаимодействий, существующих в рамках иных форм движения материи, состоит в том, что его сторонами являются социальные общности. В процессе взаимодействия каждая из них выступает одновременно и в качестве объекта (для другого субъекта), и в качестве субъекта (являясь носителем воздействия на другую общность). В этом смысле стороны являются взаимообусловленными, а их взаимодействие образует собственно систему.

Если взаимодействие берется как наличное, то в нем фиксируются лишь случайные (несистемные) связи. Его правомерно назвать необходимым (систем­ным) взаимодействием, если оно рассматривается в развитии, т. е. не только функционально, но и генетически. Взаимодействие, взятое в развитии, образует целостное социальное отношение, сторонами которого являются социальные субъекты (общности)[103].

В то же время необходимое взаимодействие выступает как диалектическое противоречие, которое включает в себя четыре взаимосвязанных процесса: "Каждая из его сторон полагает свою противоположность, т. е. выступает как предпосылка, необходимое условие ее существования как таковой. Одновременно каждая из сторон отрицает свою противоположность, т. е. собственным движением ограничивает ее развитие. Важный момент противоречивого взаимодействия сторон – их взаимопроникновение. Обе стороны полагают себя друг в друга и возвращаются в себя опосредованно через свое иное. Полагание себя в иное выступает как предпосылка и способ саморазвития этого иного. Возвращение в себя выступает как граница, ограничение развития иного"[104]. Обратим внимание на то, что взаимопроникновение осуществляется через снятие воздействия друг на друга, при этом в процессе снятия происходит не только отрицание, но и полагание, т. е. осуществляется не только отрицательный, но и положительный процесс. Результатом взаимодействия сторон выступает формирование одновременно и их тождественности, поскольку существует взаимопроникновение, и различенности, так как каждая сторона сохраняет себя как субъект.

Чем более развито взаимодействие, тем более опосредованы взаимосвязи сторон. В результате взаимодействия каждая сторона внутренне дифференцируется. В ней существует не только собственно свое, но и иное, ставшее своим, как опосредованное процессом взаимодействия снятое воздействие другой стороны. Поэтому каждая сторона включает в себя особенное как свойственное только ей, и общее – свойственное и ей, и другой стороне. Диалектику общего и особенного во взаимодействии предельно четко выразил Гегель: "Но если в воздействии объектов друг на друга положена прежде всего их тождественная всеобщность, то столь же необходимо должен быть положен и другой момент понятия – особенность, поэтому объекты показывают свою самостоятельность, сохраняются как внешние друг другу"[105].

В рамках социального взаимодействия стороны являются относительно самостоятельными и относительно обособленными потому, что они и полагают, и отрицают друг друга, каждая из них и проникает в другую сторону, и противостоит ей, имея свой механизм воспроизводства. Относительная самостоятельность и обособленность социальных общностей делает их несовпадающими и различными относительно друг друга. Эти различия определяют развитие сторон, которое реализуется через ряд циклов их взаимополагания и взаимоотрицания.

Таким образом, социальные общности в процессе взаимодействия одновременно и различны, и тождественны (едины). Различность выражается в том, что каждая из них образует отдельную относительно самостоятельную систему, тождественность – в их взаимном снятии. И то, и другое выступают моментами взаимодействия социальных общностей, а само взаимодействие является одним из необходимых условий их внутреннего развития. "Полностью самодостаточных, развивающихся только "из себя" систем не существует"[106].

Специфика социальной формы движения материи состоит в том, что объективная диалектика выступает как диалектика материального и идеального, предметной и духовной составляющих. Соответственно во взаимодействии присутствует сознание как его внутренний компонент. Поскольку в социальной системе каждый субъект существует опосредованно через другой субъект, постольку опросредованным является и его сознание. "Каждый субъект делает свою деятельность и свое сознание предметом своего сознания опосредованно через деятельность и сознание другого субъекта"[107]. По мере развития взаимодействия развивается и сознание социальной общности.

Выделенные характеристики социального взаимодействия являются об­щими для любой его разновидности, в том числе и для взаимодействия национальных общностей. Но они имеют особую форму проявления, обусловленную своеобразием данного вида социального взаимодействия. Следовательно, взаимодействию национальных общностей присущи, с од­ной стороны, механизм функционирования и развития, свойственный любому целостному социальному взаимодействию, с другой – содержательное своеобразие, определяемое спецификой взаимодействующих сторон.

Переходя к анализу процесса интернационализации, выделим три его уровня, характеризующих глубину отражения действительности. Первый уровень предполагает исследование взаимодействия национальных общностей в общем плане, понимая последних как носителей активности. Это соответствует рассмотрению взаимодействия в качестве исходного пункта познания. Еще Ф. Энгельс отмечал: "Взаимодействие – вот первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю в целом с точки зрения теперешнего естествознания"[108].

Второй уровень характеризует углубление познания взаимодействия до фиксации его как причинного отношения: "Только исходя из этого универсального взаимодействия, мы приходим к действительному каузальному отношению. Чтобы понять отдельные явления, мы должны вырвать их из всеобщей связи и рассматривать их изолированно, а в таком случае сменяющие движения выступают перед нами – одно как причина, другое как следствие"[109]. Такое соотношение взаимодействия и причинности признается и современными философами. Так, О. С. Ра­зу­мовский пишет, что категория взаимодействия является основой для объяснения механизма причинной связи[110]. А. К. Черненко рассматривает причинность как универсальное взаимодействие[111].

Третья ступень познания предполагает отражение процесса на уровне субстанции, ибо объяснение причины невозможно без углубления познания от внешних проявлений к глубинному внутреннему основанию.

Рассмотрение процесса интернационализации как взаимодействия связано с выделением его сторон – носителей процесса. Ими являются национальные общности. Каждая из них воздействует на другую и одновременно воспринимает воздействие с ее стороны. Обе стороны обладают активностью и выступают поэтому в качестве субъекта. Но если каждая национальная общность есть субъект, то она является и объектом для другой общности. Тем самым налицо взаимопроникновение сторон, выражающееся в существовании общности одновременно и как субъекта, и как объекта.

Национальная общность реализует себя как субъект путем полагания и отрицания. Причем, в процессе взаимодействия происходит полагание и отрицание не только другой общности, но и самой себя. Каждая общность, полагая другую, одновременно отрицает себя в себе и полагает себя в эту другую. Затем происходит отрицание себя в другом и полагание себя в себя, т. е. осуществляется возвращение себя в себя, опосредованное через другую общность. Сама национальная общность при этом не остается неизменной, она содержательно обогащается за счет усвоения элементов другой общности.

Процесс полагания и отрицания себя и другой общности является характерным для каждой из сторон взаимодействия, поэтому налицо взаимопроникновение национальных общностей. В нем важно выделить два момента. Во-первых, проявление национальной общности в качестве субъекта путем полагания себя в ином и возвращение в себя (обогащение иным) выражает момент саморазвития национальной общности. В данном случае причина ее развития лежит в ней самой. Во-вторых, проявление этой же национальной общности как объекта, т. е. как подвергаемой полаганию и отрицанию со стороны другой общности, выражает момент ее детерминации внешними условиями. В данном случае причиной ее развития выступает эта другая общность.

Если же говорить в целом, то следует признать, что причина развития национальной общности лежит и в ней самой, и в другой общности, т. е. ее развитие определяется и внутренними, и внешними причинами. И в первом, и во втором случае причина реализуется через взаимодействие и во взаимодействии. Таким образом, развитие национальных общностей определяется их взаимодействием и реализуется через взаимопроникновение внутреннего и внешнего. Собственное развитие каждой национальной общности обусловлено как внутренними причинами, так и характером взаимодействия с другой общностью: "не только отношение одной нации к другим, но и вся внутренняя структура самой нации зависит от ступени развития ее производства и ее внутреннего и внешнего общения"[112]. В процессе взаимодействия происходит освоение внешнего, превращение его во внутренние элементы данной общности. В то же время элементы внутреннего становятся достоянием другой общности. Налицо объективная рефлексия национальных общностей.

До начала взаимодействия каждая национальная общность выступает как нерасчлененное с точки зрения национальных характеристик целое. В процессе взаимодействия она дифференцируется, в ней помимо элементов, свойственных только ей (своего), появляются элементы, присущие обеим общностям (иное, ставшее своим). Первое есть особенное, специфическое, как свойственное только данной общности, а потому отличное от иного, второе – общее, как существующее и в данной, и в противоположной общности. Специфическое обозначим понятием "национально-особенное", а общее – понятием "интернациональное". Национально-осо­бенное и интернациональное существуют в единстве и образуют национальное как конкретное тождество, т. е. тождество с различием. Соответственно единство национально-особенного и интернационального обозна­чим понятием "национальное". Оно выражает внутренние стороны, принадлежащие отдельной общности, характеризуя ее как качественную определенность. Качество, как известно, является синтетической характеристикой, снимающей внутренние различия. Сочетание национально-особенного и интернационального образует национальную общность как отдельное целостное образование. Таким образом, национальное как качественно определенное есть единство различных сторон – национально-особенного и интернационального. Не может быть целостности национального, а следовательно, и национальной общности, если нет составляющих ее сторон.

Такая позиция не является общепризнанной. Ее оппонентами являются, например ряд этнографов. Так, В. И. Козлов отстаивает идею о том, что интернациональное (интерэтническое) может существовать вне национального (этнического)[113]. "Межэтническая, или интернациональная, культура, – отмечает он, – не является ни частью этнической (национальной) культуры, ни конгломератом таких культур, а представляет собой принципиально иной компонент культуры. Она не просто сосуществует с этнической (национальной) культурой, но взаимодействует с ней. В отдельных случаях это взаимодействие выражается в том, что некоторые элементы межэтнической, или интернациональной, культуры при их усвоении данной этнической средой несколько изменяются и в таком виде включаются в этническую (национальную) культуру. Однако в подавляющем большинстве случаев это взаимодействие приводит к вытеснению элементов этнической культуры из массового употребления, к превращению их в раритеты, к общему сужению зоны традиционно-бытовой культуры"[114].

Такую позицию можно, на наш взгляд, объяснить тем, что этническое рассматривается как некоторая составляющая культуры, не охватывающая все аспекты жизни отдельных общностей, т. е. понимается не в качестве органической целостности, а лишь как часть (традиционно-бытовая) культуры. В рамках этого подхода разграничиваются понятия (по логике: от общего к частному) "культура", "культура этноса", "этническая культура". Этническое ассоциируется с последним из приведенных понятий, а национальное, в свою очередь, рассматривается как этническое.

В соответствии с нашим подходом, где национальное рассматривается как некоторая целостность, интернациональное вовсе не означает отрицание национального. Напротив, само интернациональное воплощено в национальном. Они соотносятся между собой не как общее и особенное, а как общее и отдельное.

Благодаря своей качественной определенности национальная общность в процессе взаимодействия сохраняет свою самостоятельность и относительную обособленность, что дает ей возможность не сливаться с другой национальной общностью, несмотря на их взаимопроникновение. Это делает их во взаимодействии и различными, и тождественными одновременно. Различность выражает национально-особенное, тождественность – интернациональное. Само интернациональное не следует понимать упрощенно. Оно не существует в "чистом" виде, а воплощается, как правило, в конкретной форме, сообразуясь с внутренними условиями данной национальной общности. Интернациональное опосредовано национально-особенным, которое присутствует в нем как внутренний момент, как некоторая внутренняя форма.

Сам процесс интернационализации характеризует не любое взаимодействие, а лишь то, которое характеризует взаимопроникновение, т. е. рефлексию национальных общностей. В аспекте внешней рефлексии национальные общности проявляют себя одновременно и как объекты, и как субъекты, сохраняя свою относительную обособленность и самостоятельность в условиях нарастания их сближения и взаимной зависимости. В аспекте внутренней рефлексии интернационализация выступает как причинное отношение, как взаимоопосредование внутренних и внешних условий развития национальных общностей. Субстанцию интернационализации составляет взаимопроникновение интернационально-общего и национально-особенного. Данные положения выражают суть рефлексивной концепции интернационализации.

При характеристике субстанции интернационализации речь шла о единстве интернационального и национально-особенного применительно к отдельной национальной общности. Это соответствовало поставленной за­даче зафиксировать в данной общности изменения, обусловленные вну­т­ренними и внешними причинами. Следовательно, субстанция была отражена с точки зрения результата взаимодействия сторон. В то же время субстанция составляет основу не только продукта, но и самого процесса. Иначе говоря, единство интернационального и национально-особенного, если оно действительно является субстанцией интернационализации, должно характеризовать не только отдельную национальную общность, но и само взаимодействие данной общности с другой общностью.

На самом деле это так и есть. И национально-особенное, и интер­национальное формируются, вычленяются первоначально непосредственно во взаимодействии и лишь затем становятся сторонами национального. Именно потому, что интернациональное существует не только в рамках отдельных национальных общностей, но и в самом взаимодействии этих общностей, оно не сводится к сумме общего, существующего в отдельных общностях. Подобно тому, как реальную действительность образуют не только отдельные предметы и явления как таковые, но и свя­зи между ними, интернациональное (а также национально-особенное) существует как внутри национального, так и в самом процессе взаимодействия. Во вза­имодействии интернациональное и национально-особенное выражают момент движения, изменения, в национальной общности – момент относительного покоя, опредмеченный результат взаимодействия.

Как интернациональное, так и национально-особенное не являются раз и навсегда данными. Они развиваются по мере развития взаимодействия национальных общностей. В процессе интернационализации все большее число элементов, свойственных одной национальной общности, становится достоянием другой общности, т. е. превращается в общие для них, интернациональные элементы. Процесс превращения национально-особен­ного в интернациональное составляет основное содержание интернационализации общественной жизни национальных общностей. В этом смысле правомерно понимание интернационализации как специфической формы обобществления различных сторон общественной жизни национальных общностей[115].

Превращение национально-особенного в интернациональное нельзя рассматривать как исчезновение национально-особенного. Оно не исчезает, а получая жизнь не только в данной, но и в другой национальной общности, приобретает статус общего, снимается в интернациональном. Кроме того, часть национально-особенного воспроизводится, оставаясь исключительным достоянием данной национальной общности, что и определяет отличие ее от другой общности. Причем, воспроизводство является расширенным, ибо национально-особенное развивается сообразно изменению внутренних и внешних условий существования общности. Если национально-особенное не изменяется вместе с изменением национальной общности, а также условиями ее существования, то оно выключается из структуры реально национального, становится "музейным экспонатом".

Основным содержанием интернационализации является формирование элементов сходства и различия, выражающееся в двуедином процессе пре­вращения национально-особенного в интернациональное (интернацио­нализация в узком смысле), а возникающего во взаимодействии интернационального – в элемент национального. Последнее происходит опо­сре­до­ванно через национально-особенное и при этом формируется националь­ная общность как качественная определенность, снимающая в себе вну­­тренние различия национально-особенного и интернационального. Каждая национальная общность в процессе интернационализации усваивает инонациональное (свойственное другой общности), а также возникшее интернациональное, превращая их из внешнего во внутреннее, нацио­наль­ное. Этот процесс есть по сути дела не что иное, как национализация[116].

Введение понятия "национализация" в категориальный ряд проблематики интернационализации представляется вполне оправданным. Это позволяет преодолеть односторонность исследования феномена интернационализации, выделение в нем лишь процесса образования интернационального. В действительности он включает в себя также процесс образования национального.

Национализация представляет собой по сути дела то, что обозначается обычно как интернационализация общественной жизни той или иной национальной общности. В строгом смысле слова интернационализация есть взаимопроникновение национальных общностей, т. е. она выступает как сторона непосредственного взаимодействия. То, что происходит в отдельной общности, характеризует не взаимо-, а лишь проникновение в нее внешнего, значит, это лишь часть целостного процесса. Поскольку часть не сводится к целому, постольку для ее обозначения должно употребляться другое понятие. Понятия "национализация" и "интернационализация" как раз и выражают явления, соотносящиеся как часть и целое.

В процессе взаимодействия не всякое внешнее воздействие является для данной национальной общности позитивным, усваивается общностью и становится органичным элементом ее внутреннего развития. Усвоение внешнего воздействия происходит только тогда, когда оно адекватным образом адаптировано к внутренним условиям, т. е. когда налицо взаимопроникновение внутреннего и внешнего. Процесс адаптации является необходимым условием реализации интернационализации и национализации. При отсутствии адаптации процесс меняет свою сущность. Если внешнее воздействие не адаптировано к внутренним условиям, то происходит либо отторжение этого внешнего и замыкание национальной общности в себе, либо, если процесс внешнего воздействия чрезвычайно интенсивен, разрушение ее основ и постепенное поглощение. И в том, и в другом случае имеет место не интернационализация, а иной вид связи.

Интернационализация определяет формирование нового системного единства взаимодействующих общностей и развитие каждой из них. Данный процесс как рефлексивное взаимодействие следует отличать от ассимиляции. Последняя характеризует не субъект-субъектное, а субъект-объ­ектное взаимодействие, в котором активность сторон является настолько асимметричной, что одна из них превращается в объект для другой. При этом надо иметь в виду, что "ассимиляция представляет собой процесс не только принятия членами той или иной национальной общности иной культуры, но и изменение национальной идентичности, самосознания людей"[117]. Если интернационализация ведет к формированию, наряду с интернациональным, также национально-особенного, то ассимиляция связана с его поглощением. Продуктом интернационализации применительно к отдельной национальной общности выступает ее развитие, продуктом ассимиляции – разрушение. Мерой интернационализации является сохранение национальной общности как целостности, в основе которой лежит оптимальное соотношение национально-особенного и интернационального.

Интернационализацию следует отличать также от интеграции национальных общностей. Они выражают различные стадии развития взаимодействия, в результате которого осуществляется переход одного вида связи в другой. Интернационализация характеризует взаимопроникновение относительно обособленных национальных общностей, интеграция – их слияние в единую общность, образование из двух (или большего числа) общностей новой общности. Примером интеграции может служить процесс образования нации из нескольких народностей или народности – из ряда племени.

Очевидно, что элементы ассимиляция и интеграции могут присутствовать в рамках процесса интернационализации, но они являются в ней не определяющими, а подчиненными моментами и затрагивают не весь про­цесс как таковой, а лишь отдельные его стороны. В процессе интернацио­нализации каждая национальная общность выступает как целостность, которую обеспечивает, как отмечалось, единство интернационально­го и национально-особенного. Нарушение меры этого единства неблаго­при­ят­но для национальной общности и может привести к ее деградации.

Таким образом, интернационализация, интеграция и ассимиляция представляют собой различные типы межнационального взаимодействия. В этой связи следует обратить внимание на то, что существующая в литературе точка зрения на понимание интернационализации как взаимодействия национальных общностей[118] является верной лишь в первом приближении. Указывая методологические ориентиры для адекватного анализа рассматриваемого процесса, такое понимание требует корректировки. Как было показано выше, не всякое межнациональное взаимодействие характеризует интернационализацию, а лишь то, которое является рефлексивным. Под рефлексивным понимается такое взаимодействие, в рамках которого существует взаимопроникновение национальных общностей, т. е. здесь развитие каждой из них осуществляется через другую общность, при этом обе они сохраняются в качестве органических целостностей.

Не все то, что присутствует в непосредственном процессе интернационализации как интернациональное, является таковым для отдельной национальной общности. Для нее оно является действительно интернациональным, если стало органичным элементом внутренней структуры, что возможно при опосредовании национально-особенным. Когда этого не происходит, внешнее, интернациональное, выступает для национальной общности просто в качестве инонационального. Последнее может присутствовать в рамках отдельной общности, но не быть включенным в механизм ее функционирования и развития.

В то же время можно говорить о разном интернациональном. Таковым является и то, что возникло в процессе взаимодействия двух или трех общностей, и то, что существует в мировом масштабе как результат взаимодействия сотен различных общностей. Иначе говоря, само интернациональное имеет в каждом конкретном случае различную степень общности.

Взаимодействие национальных общностей имеет цикличный характер. Каждый цикл представляет собой диалектическое отрицание предшествующего и полагание последующих циклов. Предыдущий процесс взаимодействия снимается в продукте актуального процесса, который, в свою очередь, выступает объективным условием для его протекания в будущем. Именно цикличность взаимодействия обеспечивает развитие национальных общностей. Расширенное воспроизводство взаимодействия детерминирует, с одной стороны, тенденцию сближения национальных общностей, с другой – тенденцию к их обособлению, поскольку с воспроизводством взаимодействия воспроизводится и качественная определенность участвующих в нем субъектов.

Как можно заметить, вводя понятие цикличности в анализ процесса интернационализации, мы имеем в виду не "движение по кругу", не простое воспроизводство, а расширенное, рассматривая цикличность в качестве момента развития. Ее составным элементом выступает снятие как единство отрицания и полагания.

Взаимодействие национальных общностей существует в различных сферах жизни. В сфере материального производства возникновение взаимодействия связано с появлением общих для различных общностей предметов деятельности, которые опосредуют взаимодействие. "Первоначально это предметы обмена. Чем более развито взаимодействие, тем в большей степени такие посредники становятся предметами и продуктами совместного производства. Формирование совместного производства полагает весь цикл последующих взаимодействий в процессе обмена, распределения и потребления и создает, таким образом, единую материальную основу дальнейшего взаимодействия"[119]. Аналогичен механизм взаимодействия национальных общностей и в других сферах.

Каждый новый цикл взаимодействия представляет собой сохранение тождественности процесса самому себе и в то же время его изменение. Постоянное воспроизводство взаимодействия определяет его непрерывное развитие, что ведет к соответствующему развитию и взаимодействующих сторон. С каждым новым циклом осуществляется переход взаимодействия в такое состояние, которое, сохраняя генетическую связь с предшествующим, одновременно проявляется в дальнейшем взаимопроникновении национальных общностей, в их сближении и внутреннем развитии каждой из них. Национальное обогащается интернациональным, не переставая при этом быть национальным. Рост интернационального обусловливает сближение данной национальной общности с другой, но одновременно воспроизводится и обособление, которое выражает сохранение качественной определенности национальной общности. Это обособление является диалектической противоположностью сближения общностей, т. е. в процессе интернационализации национальные общности выступают как качественно различные, но генетически связанные между собой стороны. Чем более развит процесс интернационализации, тем сильнее их зависимость друг от друга. Внутреннее состояние каждой из национальных общностей выступает как снятое внешнее воздействие, а внешнее ее проявление – снятое внутреннее состояние.

Здесь сделан акцент на объективном характере рефлексии национальных общностей. Это, однако, не означает, что она осуществляется без участия духовных предпосылок. В процессе интернационализации они играют такую же роль, какую духовная сторона играет в ходе всемирной истории вообще. В этой связи уместно вспомнить следующее положение Гегеля: "При всем бесконечном многообразии изменений, совершающихся в природе, в них обнаруживается лишь круговращение, которое вечно повторяется; в природе ничто не ново под луной, и в этом отношении многообразная игра ее форм вызывает скуку. Лишь в изменениях, совершающихся в духовной сфере, появляется новое. Это явление, совершающееся в духовной сфере, позволяет вообще обнаружить в человеке иное определение, чем в чисто естественных вещах, в которых всегда проявляется один и тот же характер, остающийся неизменным, а именно действительную способность к изменению, и притом к лучшему – стремлению к усовершенствованию "[120].

Как и всякое социальное взаимодействие, взаимодействие национальных общностей включает в себя в качестве внутреннего опосредования духовную компоненту, сознание. Им обладает каждый субъект, и в рамках данного взаимодействия оно выступает в форме национального сознания. Так же как и сама национальная общность, национальное сознание формируется во взаимодействии, т. е. опосредованно через другого субъекта и его сознание, и включает в себя элементы интернационального и национально-особенного.

Национальное сознание вторично по отношению к процессу социально-практического взаимодействия национальных общностей и в то же время относительно самостоятельно, что проявляется в его активной роли. Любое изменение и, тем более, развитие национальной общности, а также системы межнациональных взаимодействий, осуществляется опосредованно через национальное сознание. Оно участвует в определении характера и направленности взаимодействия. Духовная составляющая взаимодействия выражает содержание субъективной рефлексии национальных общностей.

В целом роль национального сознания во взаимодействии национальных общностей состоит в том, что оно выступает необходимым звеном механизма осуществления выбора возможного направления изменения системы. Предшествующее развитие взаимодействия создает некоторый набор вариантов его дальнейшего развития и развития каждой общности. Этот набор задан объективно. Выбор одного из вариантов осуществляется непосредственно субъектами, и важная роль при этом принадлежит национальному сознанию. От субъекта непосредственно зависит, на что сделать упор в дальнейшем движении национальной общности: на инонациональное или национальное, внешние условия или собственные основания, на разумное сочетание того и другого. Крайними вариантами являются ориентация на полную "открытость" национальной общности, т. е. на преобладание инонационального, и полную "закрытость" – преобладание национально-особенного. Первый из них ведет к ее растворению в других общностях, второй – к стагнации. Состояние "закрытости" может быть только временным. В этом случае национальная общность во взаимодействии с другими общностями перестает выступать в качестве субъекта, а потому превращается в объект. Но тогда она рано или поздно ассимилируется, начав противодействовать ассимиляции, вновь превращается в субъект, меняя при этом ориентацию и делая упор на оптимальное сочетание внутреннего и внешнего, национально-осо­бен­ного и инонационального. Общность является субъектом до тех пор, пока она в состоянии контролировать интенсивность и характер внешнего воздействия на нее и определять свое собственное развитие, естественно, при учете всей совокупности существующих обстоятельств.

И в случае полной "открытости", и в условиях полной "закрытости" нарушается мера соотношения основных сторон национальной общности – национально-особенного и интернациональног







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 443. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия