Студопедия — Основные этапы развития представлений о предмете этнической психологии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Основные этапы развития представлений о предмете этнической психологии






Развитие человеческого общества сопровождалось расши­рением знаний людей об окружающем мире, накоплением сведений о соседних и дальних народах. Уже в древности на­ряду с этнографическими наблюдениями, в основе которых лежали естественная человеческая любознательность, воен­ная, политическая и экономическая необходимость, предпри­нимались попытки теоретического обобщения этнопсихологических данных.

О наличии психологических особенностей склада наций упоминалось в трактатах Цезаря, Геродота, Ксенофонта, Плиния, Страбона. Еще Гиппократ пытался связать особенности народных характеров с различиями в климате и географичес­ких условиях территории проживания. Подобные размышления встречаются и у Монтескье, варьировавшего понятие «народ­ный дух» в зависимости от среды и климата, в которых прожи­вает народ. Однако схожие в географическом отношении страны — Канада и Россия, например — населены представите­лями совершенно разных наций, а «речные» цивилизации Ни­ла и Янцзы столь же резко отличаются одна от другой, как и цивилизации «островные» — минойская, японская, эллинская. Несмотря на то, что научный подход к пониманию пробле­мы сформировался только в работах таких классиков филосо­фии, как Локк, Руссо, Гегель, Гердер, одним из первых иссле­дователей в области этнопсихологии остается Гай Юлий Це­зарь, написавший несколько книг об особенностях поведения различных народов. Так, до нашего времени дошли «Нравы галлов» и «Нравы германцев», в которых Цезарь не только описывает быт этих народов, но и пытается сделать выводы о специфике их характера.

Создание специальной дисциплины — психологии наро­дов — было провозглашено в 1860 году М. Лацарусом и X. Штейнталем, трактовавшими «народный дух» как особое, замкнутое образование, выражающее психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенной нации, а также их самосознание. Его содержание должно было раскрываться путем сравнительного изучения языка, мифологии, морали и культуры.

Со второй половины XIX века этнопсихология стала изу­чать проблемы народного творчества в самых различных его проявлениях. С этого момента начинают развиваться такие направления этнопсихологии, как:

• проблемы народного творчества;

• проблемы брака и семьи у различных народов (Л. Мор­ган, В. Зомбарт, Ф. Энгельс);

• специфика норм права, общественного строя различных стран и народов (В. Липинский, Н. Ковалевский).

В XIX веке широкое распространение имели идеалистичес­кие теории «народного духа», согласно которым каждый на­род изначально обладает определенными духовными качества­ми, которые раз и навсегда определяют его возможности. Эти теории идеологически оправдывали исторически сложившее­ся разделение наций на господствующие и подчиненные. Ког­да выявилась несостоятельность этих теорий, на смену им при­шла биологическая интерпретация национального характера, рассматривающая его как нечто обусловленное генетически и передающееся по наследству. При этом допускалось неправо­мерное смешение национальных особенностей с расовыми. В отличие от общественно-исторической общности, какой явля­ется нация, раса — это естественноисторическое образование, и принадлежащие к ней индивиды действительно отличаются относительной общностью генов. Эти генетические различия проявляются не только в определенных внешних признаках (цвет кожи, форма волос и т.п.), но и в особенностях проте­кания некоторых физиологических процессов, разумеется, в пределах общечеловеческой нормы. На этом основании неко­торые ученые утверждали, что разные расы обладают и гене­тически обусловленными (а следовательно, принципиально не­устранимыми путем воспитания) психологическими особенностями. Однако тщательное исследование показало, что со­держание психических процессов, специфическая направлен­ность способностей, структура потребностей и интересов и т.п. зависят не столько от биогенетических, сколько от социаль­но-культурных факторов. Особенно острые споры вызвал во­прос об умственных способностях представителей различных этнических групп, который сыграл немаловажную роль в фор­мировании расистских взглядов некоторых зарубежных авторов конца XIX века.

В развитии этнопсихологии немалую роль сыграли украин­ские этнографы и писатели, среди которых необходимо в пер­вую очередь отметить М. Драгоманова, В. Гнатюка и М. Гру­шевского. Достаточно прогрессивные концепции о развитии украинского общества, народа, государства и психологии украинцев принадлежат Н. Костомарову и В. Антоновичу. Так, Н. Костомаров придерживался той точки зрения, что геогра­фическое положение и исторические условия обусловливают психологическое своеобразие наций и народностей, что пол­ностью подтвердилось последующими исследованиями отече­ственных и зарубежных ученых.

В Украине и в России в 20-х годах проблемой этнопсихо­логии занимались представители культурно-исторической школы во главе с Л.С. Выготским. Предметом этнопсихоло­гии Л.С. Выготский считал межкультурные, межэтнические сравнительные психологические исследования представителей «традиционных» цивилизованных обществ, а основным ме­тодом этнопсихологии — инструментальный.

В истории развития этнопсихологии особое место занимает и работа Д. Овсянико-Куликовского «Психология националь­ности».* В данной работе показано, что язык — основа народ­ной психики, что национальная специфика лежит в особен­ностях мышления, которое формируется исторически.

* См.: Овсянико-Куликовский Д. Психология национальности. Петроград, 1922.

 







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 1662. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия