Студопедия — Дореформенная орфография и современная реклама
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Дореформенная орфография и современная реклама






09.02.2001

И. П. Прядко

Одна из особенностей современных массово-коммуникативных текстов – использование устаревшей лексики – историзмов и архаизмов. Между тем проблема актуализации устаревших единиц языка не исчерпывается одними лексемами. Часто на страницах современных изданий встречаются элементы дореформенной графики, такие, как "ять", "и десятеричное" и др. Они встречаются в рекламных текстах, в названиях коммерческих предприятий и общественных организаций, в заголовках статей, в логотипах газет и журналов. Очень популярно сейчас стало, стилизуясь под дореволюционную орфографию, ставить букву "ер" (ъ) в конце названий: концерн " Пересветъ "; заголовок статьи "Будь готовъ!" (журнал "Домовой"); издательство " Твердъ "; издательство "Русский мiръ " в Рыбинске; журнал "Распутинъ"; историко-краеведческий журнал " Гонецъ "; газета "Казачий Спасъ "; еженедельная газета " Правопорядокъ "; охранная фирма " Мартъ "; служба недвижимости " Диамантъ "; кадровое агентство " Надиръ "; агентство недвижимости " Адресъ "; риелторская фирма “ Старгородъ " и т. д.

Элементы дореформенной орфографии нередко используются и в наружной рекламе: вывеска на Ярославском вокзале " Трактиръ "; ресторан " Англетеръ " на Большой Лубянке; магазин " Дачникъ " на Малой Алексеевской; ювелирный " Ломбардъ " на 4-й Тверской-Ямской; кафе " Пушкинъ "; театр " Модернъ "; ресторан " Грандъ-Имперiалъ " и т. п.

Старая орфография воспроизводится также при цитировании дореволюционного источника: "Старая кулинарная книга говорит: "Готовя какой бы ни было обедъ, следуетъ сообразиться со временемъ года" ("Домовой").

Гораздо реже чем " ер " (ъ) в конце слов, в современных текстах встречаются "ять" () и "и десятеричное" (i), см., например, логотипы газет "На дн " и "Россiя", а также название компакт-диска " Московскiя прогулки". Последний пример интересен тем, что в нем восстановлена не только устаревшая буква алфавита, но и устаревшая падежная форма.

Следует отметить, что мода на языковую архаику затронула не только столицу. В Сергиевом Посаде под эмблемой ресторана «Русский дворик» помещен текст: «Чай, об ды, ужины…».

В. Г. Костомаров в своей книге "Языковой вкус эпохи" отмечает такую особенность, как использование дореформенной орфографии в сочетании с английским переводом. В качестве примера двуязычного логотипа автор приводит название малотиражного литературного журнала " The Golden Age – Золотой вькъ ". К этому можно добавить рекламное объявление в газете Банкъ "Столичный" – Bank "Stolichny" и вывеску Марриот Грандъ – Marriot Grand. Исследователь полагает, что подобные явления свидетельствуют о возможном "русско- аглицком " двуязычии. Развивая эту мысль, можно сказать, что двуязычие логотипов является графическим аналогом современного смешения французского с нижегородским. Подтверждения тому – на страницах журналов и газет.

Кирилл и Мефодий создавали оригинальную систему звукозаписи в расчете на тексты православной литургии. Это доказывает тот факт, что "аз", первая буква созданного солунскими братьями глаголического алфавита, имеет форму креста. "Ять" в глаголице также изображается в виде перекрестья, вписанного в треугольник. В несколько измененном виде эта графема вошла в кириллический алфавит1, появившийся в IX веке в Болгарии уже после смерти Кирилла2. Изгоняя старые буквы, реформаторы начала XX века по существу боролись с остатками древней традиции, заложенной Кириллом и Мефодием. Краеугольным камнем этой традиции был алфавит, в котором каждая буква, как полагают некоторые исследователи, имела глубокий религиозно-философский смысл3.

Современные попытки реанимировать старую орфографию, во-первых, натыкаются на непонимание со стороны большей части потребителей печатной продукции и рекламы, а во-вторых, плохо осознаются теми, кто такие предпринимает попытки.

Так, каждый вечер на Ленинском проспекте зажигается неоновая вывеска " Кафеъ ". К примерам неудачного использования дореформенных графем также относится название концерна " Пересветъ " без буквы "ять" после "в", но с "ером" в конце слова, а также рекламный листок юридической службы "Азъ, буки, веди", где "веди" написано через "е", а не через "ять", в то время как "азъ" - с "ером".

Еще Вячеслав Иванов говорил о дореформенном русском языке как языке воцерковленном, языке, который "неразрывно сросся с глаголами церкви"4. Сакулинскую реформу лингвист называл омирщением языка, умышленным осквернением святыни. А современные попытки "играть" в старую орфографию не имеют ничего общего с подлинным возрождением дореформенной орфографии. Это не что иное, как проявление моды, которая обозначилась в конце 80-х годов и продолжает развиваться в настоящее время. Лишенные какого-либо грамматического значения, “ер”, “ять” и “и десятеричное” в современных текстах являются элементами декора. Функционально-стилистическое употребление данных графем может быть оправдано только в свете маркетинга и рекламных технологий. Создателю заголовка или рекламного плаката, в котором использованы “ер” или “ять”, необходимо определенным образом декларировать свою приверженность старине. “Еры” и “яти” в этих текстах служат своеобразными “культурными” ориентирами, они адресуют читателя журнала и потребителя рекламы к определенному историческому контексту. Эти единицы алфавита сообщают тексту то, что еще Плиний называл “vetum dignitas” – авторитетом старины5.

Старая орфография логотипа подкрепляется визуально: иллюстрацией, гарнитурой шрифта, стилизованного под шрифты рукописных и старопечатных книг, – устава, вязи и скорописи. Подобного рода шрифты широко используются в рекламных обращениях, см. логотипы предприятия "Русский мех", риелторских фирм "Калита град" и "Старгородъ" (Центр-Plus, 2000, № 8, с. 5); афишу мюзикла "Конек Горбунок" в том же рекламном издании (Центр-Plus, 2000, № 14, с. 11); логотип образовательного учреждения "Светоч Арс" (Где учиться, 2000, № 13, с. 18).

Далеко не всегда использование древних гарнитур оправдано функционально, и далеко не всегда используемый шрифт способствует формированию необходимого образа. В числе примеров такого немотивированного использования древних гарнитур – логотипы Эрудит-центра и Московского экономико-лингвистического института (Где учиться, 2000, № 13, с. 13). Также представляется крайне неуместным применение гарнитуры, аналогичной древнему полууставу, в логотипе Института современного бизнеса, рекламу которого мы находим на страницах еженедельника "Работа и зарплата" (2000, № 12, с. 55). Бросается в глаза несоответствие между современным содержанием и графической формой, отсылающей нас в мир русской архаики – мир, наполненный особой пластикой и особым смыслом.

Современные исследователи дизайна СМИ данный недостаток оформления журнальной рекламы называют эстетизмом 6. В погоне за броскостью и своеобразием внешней формы авторы этих рекламных обращений используют необычные гарнитуры шрифтов – вязь или устав. Однако при этом они не учитывают, что данные гарнитуры шрифтов не соответствуют характеру содержания рекламного обращения7. Ведь именно в газетной и журнальной рекламе особое значение приобретают такие качества графического оформления, как "гармония и диалектическое единство красоты и пользы"8, формы и содержания. Разумное и гармоничное сочетание графических и вербальных элементов (в данном случае – элементов традиционной русской декоративности и содержания рекламы) – это то, к чему должен стремиться создатель логотипов и рекламных плакатов.

Итак, основная функция шрифтовой графики с прагматической точки зрения – быть визуальным комментарием к информации, которая содержится в рекламе. Русская традиционная декоративность также может быть рассмотрена с позиций эстетики. Будучи подчинена содержанию, будучи средством, раскрывающим это содержание более полно, русская традиционная шрифтография и орнаменталистика может стать сильным графическим акцентом, привлекающим внимание потребителя. Другими словами, рекламное обращение, оформленное с традиционной декоративностью, может привлечь внимание читателя.

Фирменный стиль 9 сегодня – одно из главных средств борьбы за покупателя, основа коммуникативной стратегии рыночных субъектов. Теоретики и практики рекламы подчеркивают: в современных условиях разработка фирменного стиля – первоочередная задача отечественных товаропроизводителей10. Таким образом русская традиционная декоративность могла бы стать перспективным направлением дизайна современной рекламы. Однако сегодня в России фирменный стиль, построенный на основе традиционных декоративных элементов, довольно редкое явление, поскольку разнородные элементы традиционной орнаменталистики и шрифтографии используются не до конца продуманно.

1 См.: Щепкин В. Н. Русская палеография. М., 1999. С. 38.
2 Беляков А. А. О содержании наследия равноапостольных Кирилла и Мефодия и его исторические судьбы // Вестник Международного Славянского университета. Вып. II. М., 1997. С. 11.
3 См.: Панов Н. В. Кириллица как духовное наследие славянской культуры // Вестник Международного Славянского университета. Вып. I. М., 1996. С. 12.
4 Иванов В. И. Наш язык // Из глубины: Сборник статей о русской революции. М., 1990. С. 149.
5 Cм. Stolz F. Geschichte der lateinische Sprache. Berlin-Leipzig. 1922. S. 13.
6 Георгиев Д. Архитектура на вестника. София. 1971. С. 25. Цит. по: Табашников И. Н. Газета делается по модели. М., 1980. С. 46.
7 О требовании функциональной и эстетической целостности, о соответствии шрифтографии и содержания текста пишут, в частности, И. Н. Табашников и А. Г. Шицгал. (См.: Табашников И. Н. Указ. соч. С. 48; Шицгал А. Г. Русский типографский шрифт. М., 1985. С. 214–215).
8 Табашников И.Н. Указ. соч. С. 46.
9 См.: Указ. соч. C. 52.
10 Точное определение "фирменного стиля" дают современные теоретики рекламы (См.: Глазычев В. Л. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе. М., 1970. С. 13; Крылов И. В. Теория и практика рекламы в России: Анатомия рекламы. М., 1996. С. 63). См. Крылов И. В. Указ. соч. С. 60.







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 418. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия