Студопедия — Свято-Троицкий храм и городское кладбище
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Свято-Троицкий храм и городское кладбище






Свято – Троицкий (Троице – Кладбищенский) храм был третьим по счету каменным церковным зданием Верхнеудинска (1798 – 1809 гг.). Тем не менее, начальный этап его истории хорошо прослеживается до второй половины XVII столетия.

Известно, что Удинский острог, основанный русскими казаками-землепроходцами в 1666 году, долгое время не имел собственного храма. Только в 1695 году требования жителей крепости были удовлетворены и возведена церковь во имя Всемилостивого Спаса Нерукотворного Образа. Этот храм стоял поблизости от острога. А вот на месте нынешнего Свято-Троицкого храма на городском кладбище стояла прежде деревянная церковь.

В памяти жителей Верхнеудинска XIX столетия сохранялась молва о том, что здесь было «старое кладбище». Согласно «Древней Российской Вивлиофике» за 1791 год, одна из древних деревянных церквей Удинской слободы «перенесена на другое место, где ныне кладбище, а вместо оной построена каменная, в 1770 году». Следовательно, речь идет о перенесении на старое казачье кладбище здания первоначального Свято – Одигитриевского собора (ранее именовавшегося Богородице - Владимирским). К концу XVIII века она уже была заменена каменным Свято – Троицким кладбищенским храмом. Видимо, потому этот храм считался приписной церковью Свято-Одигитриевского кафедрального собора. [6]

По канонам православия умерших граждан следовало хоронить в «освященной» земле, то есть поблизости от церквей. Поэтому до 1772 года покойников погребали при всех Верхнеудинских храмах – Спасском, Петро-Павловском, Богородице-Владимирской и Одигитриевском соборе. После императорского указа 1772 года возникают первые, так называемые общие кладбища. [7]

По данным краеведа Н.В. Паршина, новое городское кладбище было отведено рядом со старым, где погребались православные, умершие в больнице. Вероятно, речь идет о самом первом погосте, находившемся еще при первой осторожной часовне. Здесь во время землеройных работ вскрывались захоронения в лиственничных колодах, что являлось практикой XVII столетия. Восточнее него, в непосредственной близости, существовало небольшое татарское кладбище, «на котором были похоронены члены семейства татарина Ахура, в прежние времена торговавшего в Верхнеудинске». Впрочем, во времена Н.В.Паршина (около 1865 года) оно лет десять как бездействовало и практически было уничтожено. Ближе к реке Уде, но выше по ее течению возле старого Нерчинского (Московского) тракта, в сосновом лесу еще к середине XIX столетия встречались такие же разваливавшиеся срубы еще одного Верхнеудинского кладбища. По преданию, на нем были погребены башкиры, служившие когда-то в городе на кордонной службе. [8]

Третья каменная церковь Верхнеудинска построена в 1798-1809 гг. Три ее престола освящены: в «холодном» храме – во имя св. Троицы (1816 г.); в «теплом» северном приделе – Покрова Божией Матери (1818 г.); в южном – святителя Иннокентия, Иркутского чудотворца (1856 г.).

Церковь возведена на кладбище, на возвышенной части городской территории, восточнее рыночной площади, и поэтому стройный силуэт здания был хорошо виден из любой точки Верхнеудинска. Наряду с двумя другими – Свято-Одигитриевским собором и Спасской церковью – храм являлся высотной доминантой панорамы старого города и благодаря своему удачному расположению включался и в состав архитектурного ансамбля уездного центра. Начинал строительство храма верхнеудинский купец Василий Пахолков, а завершил его купец Афанасий Налетов. [9]

По мнению специалистов, архитектура Свято – Троицкой церкви своеобразна, но вместе с тем в ней много традиционного, общего с более ранними православными храмами Забайкалья. Ведущим направлением сибирской храмовой архитектуры являлось Сибирское барокко. [10]

Троицкая церковь была приписной к Одигитриевскому собору, и потому собственного причта и денег на его содержание не полагалось. Здесь служили священники собора. Богослужения здесь совершались лишь в праздничные и воскресные дни. Как свидетельствуют документы, у церкви не было никакой собственности. Не велось здесь ни метрических книг, ни духовных росписей. [11]

В советское время, когда началась активная борьба с религией, большинство храмов города были закрыты, в том числе Одигитриевский собор. Красивейшая Спасская церковь у моста через Уду вообще была взорвана. В это трудное время Свято-Троицкий храм становится единственным прибежищем для верующих, некоторое время оставаясь одним действующим храмом на территории города.

В 1930-1931 годах для Свято – Троицкой церкви наступили тяжелые времена. Все священники были арестованы по сфальсифицированному обвинению в контрреволюционной деятельности. В 1940-м церковь была закрыта.

Вначале находился склад кинопроката. Затем на месте старого кладбища был построен горсад. Потом планировали создать музей архитектуры г. Улан – Удэ, но идею не осуществили, и здание осталось в бесхозном состоянии и стало быстро превращаться в руины.







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 384. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия