Студопедия — Раздел 4. Биоэтика как философия и наука выживания человечества. ВРТ.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Раздел 4. Биоэтика как философия и наука выживания человечества. ВРТ.






1. Общая характеристика моральных проблем, связанных с репродукцией человека.

2. Этические, социальные и религиозные проблемы аборта.

3. Этические аспекты контрацепции.

Общая характеристика моральных проблем, связанных с репродукцией человека. Современные международные нормы утверждают за каждым человеком право быть здоровым, иметь детей и самостоятельно распоряжаться этими ценностями.

При проведении консультаций, диагностических и лечебных действий реализация прав по планированию семьи вынуждает врачей и пациентов распутывать сложнейший узел морально-этических, юридических и социальных проблем.

Основные их них таковы:

Правовой статус эмбриона человека.

На каком этапе развития эмбрион должен считаться человеком.

Правомерны ли и в каких пределах манипуляции с половыми клетками и эмбрионом человека в лечебных и исследовательских целях.

Правомерно ли прерывание беременности вообще; если да, то по каким показаниям: медицинским, социальным или достаточно только желания женщины; на каких сроках возможно.

Допустимо ли использование контрацептивов, в каких случаях.

Правомерна ли консервация половых клеток.

Каковы юридические и моральные основания суррогатного материнства.

Ни одна из этих проблем сегодня не имеет единого решения. Каждая из них ветвится на множество мелких вопросов, столь же сложных и противоречивых.

 

Этические, социальные и религиозные проблемы аборта. Слово «аборт» в переводе с латинского означает выкидыш. Он может быть самопроизвольным, значит естественным, при несовместимой с жизнью патологией плода или из-за болезни женщины. Закон естественного отбора распространяется и на людей, но аборт может быть и искусственным, что всегда порождало и порождает сейчас массу вопросов и проблем.

Существуют две противоположные точки зрения на аборт:

1. Аборт – личная проблема женщины, никого более она не касается, и вмешиваться никто, кроме врача не должен.

2. Аборт – это убийство, он оскорбляет нравственное чувство человека, а потому это сложнейшая этическая проблема, касающаяся каждого человека.

Доминирующим с древнейших времен было негативное отношение к аборту и врачей, и церкви, и большинства населения. Наши предки знали, что существо, которое вынашивает в себе женщина, становится человеком задолго до своего появления на свет. Поэтому уже в клятве Гиппократа содержится осуждение абортов. Государство в разные эпохи подходило к этой проблеме практически, в зависимости от потребности в населении – то не обращало внимания, пуская дело на самотек, то вводило жесткие законодательные меры, вплоть до тюремного заключения и смертной казни. Объективности ради следует заметить, что эти меры мало влияли на количества абортов.

Вплоть до настоящего времени религия и церкви различных направлений имеют собственные представления по проблемам аборта, контрацепции, стерилизации. В некоторых странах мнение церкви оказывает существенное влияние на настроения населения, а кое-где и определяющее, доходя до законодательного регулирования репродуктивной деятельности, как, например, в Польше.

Еще во II веке н.э. христианский принцип «не убий» стал распространяться на плод в чреве матери. Под влиянием христианской морали в средневековой Европе законодательно устанавливается смертная казнь за изгнание плода. Вплоть до Нового времени аборт, как врачебное действие, практически не применяется.

Лишь в середине XIX века аборт признается допустимой акушерской операцией в тех случаях, когда беременность угрожает жизни матери. Смертная казнь за аборт устраняется из законодательства европейских государств, однако плодоизгнание сохраняет мрачный статус преступления против жизни, против семьи и общественной нравственности.

Наиболее последовательно и категорично выступает против аборта католическая церковь. В одной их энциклик римского папы: «Мы должны еще раз заявить, что следует абсолютно исключить в качестве дозволенного средства регулирования рождаемости прямое пресечение уже начавшегося процесса рождения, и в особенности прямой аборт – пусть даже по здравоохранительным мотивам». Только в разработанной в 1994 году «Хартии работников здравоохранения» по инициативе Папского совета по апостольству делается одно уточнение: «Когда аборт происходит как предвиденное, но не поставленное в качестве цели…, но просто как допускаемое следствие неизбежного терапевтического акта ради здоровья матери, это является нравственно законным».

Можно условно выделить три основных позиции в подходах к решению проблем репродукции человека: либеральная, умеренная и консервативная.

Либеральная точка зрения постепенно укрепляет свои позиции в европейском общественном мнении. Ее суть: женщина имеет право распоряжаться собственным телом, в том числе принимать решение об аборте.

Умеренная точка зрения тоже по-своему логична: зародыш постепенно накапливает качество человечности, и необходимо рассматривать баланс интересов его и матери конкретно для каждого триместра.

Консервативная точка зрения проста и категорична: аборт есть умышленное убийство, и никакого морального оправдания быть не может. Зародыш с момента зачатия – это личность, имеющая основные права человека и, прежде всего, право на жизнь. Самая крайняя консервативная позиция – любой аборт недопустим, исключений нет.

Всемирная медицинская ассоциация в 1983 г. предпринимает попытку определить общие ориентиры в этой противоречивой проблеме и вырабатывает достаточно взвешенную декларацию о медицинских абортах:

1. Основополагающий моральный принцип врача – уважение к человеческой жизни с момента ее зачатия.

2. Обстоятельства, противополагающие интересы потенциальной матери и ее не родившегося ребенка ставят врача перед необходимостью выбора: сохранить беременность или преднамеренно ее прервать.

3. Неоднозначность выбора определяется разными религиозными и нравственными позициями, причем любое решение требует уважения.

4. Определение отношения к этому вопросу и правила его решения в данном государстве вне компетенции медицины; врачи должны лишь обеспечить защиту своим пациентам и отстоять собственные права в обществе.

5. В тех странах, где медицинские аборты разрешены законом, компетентные специалисты могут делать их на легальном основании.

6. Если личные убеждения не позволяют врачу рекомендовать или сделать медицинский аборт, он должен перепоручить пациентку компетентному коллеге.

Контрацепция, с точки зрения медицины, а также, исходя из реального отношения к жизни, несомненно, положительна. Это проверенный способ профилактики абортов и всех драматических проблем, с ними связанных. Однако представители многих религиозных конфессий отстаивают иные позиции – от полного неприятия контрацепции, до ее допустимости в некоторых отдельных случаях. Пожалуй только в двух аспектах деятели Церкви единодушны:

1. При отсутствии детей контрацепция в супружеской жизни аморальна, ибо единственная цель супружеских отношений – рождение детей.

2. Контрацепция аморальна, когда способствует блуду и прелюбодеянию.

Теологи, которые полностью отвергают контрацепцию, видят выход в воздержании в браке или использовании естественных бесплодных периодов у женщины. С их точки зрения, любые проявления сексуальной активности, не связанные с деторождением, являются сластолюбием, потаканием плоти, унижением святого акта, что несовместимо с процессом духовного совершенствования христианина. Воздержание, хотя и труднодостижимо, но возможно с Божьей помощью.

Ряд богословов отстаивают более реалистическую позицию, усомнившись в исключительной направленности брака на деторождение. Опираясь на библейское учение, они правомерно подчеркивают, что одно из предназначений брака – это возможность нравственной реализации полового влечения, противодействие блуду. Потому пропаганда воздержания в браке несовместима с вероучением. Отсюда вытекает поддержка контрацепции с целью ограничения количества детей и предоставление супругам большей свободы для проявления и развития из взаимных чувств.

 







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 1229. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия