Студопедия — Джнана (Знание)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Джнана (Знание)






The Mother

On

Thoughts

and

Aphorisms

 

VOLUME 10

 

 

Мать

 

Комментарии на
«Мысли и афоризмы»
Шри Ауробиндо

 

 

Том 10

 

 

Бесполезно читать книги

и руководства, если вы не

намерены жить так, как они учат.

Благословения.

Мать.

 

1. — В человеке существуют две союзные силы: Знание и Мудрость. Знание настолько приближается к Истине, видимой в искаженной среде, насколько это может сделать ум, двигаясь ощупью; Мудрость — это то, что глаз божественного зрит в духе.

 

Кто-то спросил меня: «Почему силы союзные?»

Я полагаю, что мы так привыкли видеть все элементы в человеке ссорящимися между собой, что идея о том, что они «союзные», вызывает удивление. Но эти ссоры только кажущиеся. Все силы, которые приходят из более высоких областей, действительно всегда объединены, они действуют в согласии для борьбы с невежеством.

И Шри Ауробиндо говорит достаточно ясно — для тех, кто понимает — что одна из этих сил принадлежит уму, а другая Духу. Это действительно глубокая истина, которую Шри Ауробиндо хочет раскрыть в своем афоризме. Если ум пытается завладеть второй силой, то у него ничего не выходит, поскольку эта сила принадлежит Духу, и она появляется в человеческом существе вместе с духовным сознанием.

Знание есть нечто, достигаемое умом с большим усилием, хотя это не есть подлинное знание, но лишь его ментальный аспект. В то время как Мудрость вообще не принадлежит уму, совершенно неспособному достичь ее, потому что в действительности он даже не знает, что это такое. Я повторяю, Мудрость — это действительно сила Духа, и она может появиться только с духовным сознанием.

Было бы интересно спросить, что имеет в виду Шри Ауробиндо, когда он говорит об «истине, видимой в искаженной среде». Прежде всего, что такое эта «искаженная среда» и чем становится истина в «искаженной среде»?

Как всегда, то, что говорит Шри Ауробиндо, может иметь несколько уровней значения — один более специфичен, другой более общий. В самом узком, специфичном смысле, искаженная среда это ментальная среда, действующая в невежестве и поэтому неспособная выразить истину в ее чистоте. Но поскольку жизнь в целом пребывает в невежестве, искаженная среда — это также земная атмосфера, которая в своей совокупности искажает истину, стремящуюся выразиться через нее.

А дальше следует самый тонкий момент этого афоризма: «насколько это может сделать ум, двигаясь ощупью». Мы знаем, что он всегда продвигается ощупью, пытается узнать, ошибается, возвращается к своим предшествующим попыткам и пробует вновь... Его продвижение весьма, весьма прерывисто. Но что он может ухватить от истины? Фрагмент, кусочек, нечто, если и являющееся истиной, то лишь частичной, незавершенной; или нечто, что уже не является истиной. Это интересный момент.

Мы привыкли слышать, а также, вероятно, повторяли много раз, что можно иметь лишь частичное, незавершенное, фрагментарное знание, которое, следовательно, не может быть истинным знанием. Это довольно обычный взгляд: достаточно хотя бы немного поучиться в жизни, чтобы осознать это. Однако то, что Шри Ауробиндо подразумевает под «истиной, видимой в искаженной среде» — гораздо более интересно.

Сама истина принимает другой аспект; в этой среде она является уже не истиной, а искажением истины. Следовательно, то, что может быть выхвачено из нее, это даже не какой-то фрагмент истины, но аспект, ложная внешность выхолощенной истины.

Возьмем образ, чтобы сделать мою мысль более понятной; это не более, чем образ; не следует понимать это буквально.

Если мы сравним сущность истины со сферой безукоризненного, ослепительно сияющего белого света, мы можем сказать, что в ментальной среде, в ментальной атмосфере этот единый белый свет разлагается на тысячи оттенков, каждый из которых имеет свой собственный конкретный цвет, потому что все они отделены друг от друга, среда искажает белый свет и заставляет его проявляться в виде бесчисленных различных цветов: красный, зеленый, желтый, голубой.., которые иногда сильно диссонируют. И ум охватывает не какой-то малый фрагмент белого света, белой сферы, но большее или меньшее число маленьких разноцветных лучей, из которых он даже не может воссоздать белый свет. Поэтому он не может достичь истины. Он владеет не фрагментами истины, но кусками разбитой истины. Это состояние разложения.

Истина едина, и все является необходимым. Искаженная среда, через которую вы видите, ментальная атмосфера, не подходит для проявления или выражения или даже для восприятия всех элементов — и можно сказать, что лучшая часть потеряна. Так что это не может больше называться истиной. Это, скорее, нечто истинное в своей сущности, и все же в ментальной атмосфере более не являющееся таковым, это — невежество.

Итак, подытоживая, скажу, что знание, каким оно может быть воспринято человеческим умом, это всегда знание в невежестве, можно сказать, почти невежественное знание.

Мудрость — это сущностное видение истины и ее применение в проявлении.

12 сентября 1958 г.

 







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 340. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия