Студопедия — Л.А.Маркова
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Л.А.Маркова






НАУКА НА СВОИХ ГРАНИЦАХ С РЕЛИГИЕЙ И ХОЗЯЙСТВОМ (ПО РАБОТАМ С.Н.БУЛГАКОВА)*

Как известно, М.Бахтин говорил о культуре, что её лучше всего можно понять на её границах. С нашей точки зрения, то же самое справедливо и для науки. Чтобы понять науку, нельзя обойтись без того, чтобы не проанализировать её взаимодействие с другими сферами человеческой деятельности, чтобы не определить её границ с философией и религией, с социальным устройством общества, со сферой нравственности, областью искусства и так далее. В связи с фундаментальными трансформациями в естествознании XX в. изменяется и его место в культуре в целом, достаточно радикально пересматриваются границы науки, меняется их характер, можно сказать, что они становятся более прозрачными, хотя это и не совсем точно. Действительно, наука как совокупность объективного научного знания уже жестко не противопоставляется изменяющемуся социуму. Социум в той или иной форме включается в науку, будь то социальный институт науки, становящийся в XX в. элементом общественного устройства, или изменение соотношения субъект—предмет в ходе самого естественнонаучного исследования, особенно наглядно проявившееся в квантовой механике, или принципиально иное отношение истории и системы научного знания (принцип соответствия или принцип дополнительности “вводят” историю в структуру теории). Наука отделяется границей от не науки, от социума, например, не в том смысле, что она находится рядом с социумом (хотя бы в том значении, что объективно-истинное научное знание не может быть жестко связано с изменчивым социумом). Наука начинает пониматься как совокупность теорий-парадигм, равнозначных для истории (вспомним философию, историю, социологию науки середины и конца XX в.). Каждая теория-парадигма воспринимается как событие, событие логических, социальных, психологических, эстетических и пр. моментов. Такого рода событие структурировано определённым образом в некоторую целостность именно как научную, которая отделяется границей от другой целостности, структурированной иным образом, как социальная, религиозная, эстетическая и т.д.

Границы науки сохраняются, но в другом смысле: наука не исключает из себя, например, социальное как нечто ей чуждое и находящееся за её пределами. Социальное входит в неё, но только как одна из формирующих её граней, как одна из составляющих своеобразную целостность науки, имеющей свои границы, отделяющие её от не науки. Эта не наука, социальная структура общества, например, тоже образует некоторую целостность, содержащую и науку в том числе, но способ соединения составляющих эту целостность принципиально иной, подчинён другой цели, формирует принципиально другое событие элементов. Эти элементы по своему составу может быть и совпадают в значительной части, но если представить их совокупность в виде пирамиды, то вершина пирамиды в каждом случае будет иная. В науке нового времени дедуктивный ряд развития научных идей существует как бы параллельно со сменяющими друг друга поколениями учёных. Субъект научной деятельности входит в научное знание в снятом виде. Граница между наукой как совокупностью научного знания и субъектом научной деятельности как членом научного сообщества и, шире, как представителем определённого общественного устройства, конкретной культуры намечалась достаточно четко. В XX в. реализуется принципиально иной способ вхождения субъектных характеристик в научное знание. Мышление учёного вступает в соответствие, в дополнительные отношения к мышлению другого учёного. Граница прежнего типа размывается, уже нельзя четко отделить объективное научное знание, свободное от релятивизирующих его вкраплений социального, психологического, этического и прочего характера, от социума как такового. Не случайно в середине века так актуальна была проблема демаркационных линий, другими словами, границ между наукой и не наукой. Эта проблема выдвигалась на передний план и философами, и историками, и социологами науки, так как появились серьёзные трудности при обозначении пределов науки, при попытках определить науку в её специфике и своеобразии. В своём новом качестве вроде бы наука уже не является наукой, непонятно, можно ли говорить о её границах.

В настоящей статье мы будем говорить о границах науки именно в той мере, в какой эта проблема включает в себя возможность понимания науки как таковой. В рассуждениях С.Булгакова о науке мы постараемся выявить его способ определения науки, которое он осуществляет изнутри нового времени, опираясь в основном на понимание науки и экономики марксистами и позитивистами. Булгаков испытал большое влияние со стороны немецкой классической философии, прежде всего Канта, а из русских философов он особенно почитал В.Соловьева. Булгаков прошёл сложный путь от марксизма к религиозной философии и затем к богословию. Мы будем опираться в основном на две работы Булгакова: “Философия хозяйства” (1912), и “Свет невечерний” (1917). Читая Булгакова сейчас, в конце XX в., бросается в глаза, насколько он был человеком своего времени даже в своих богословских рассуждениях. Работы Булгакова помогают нам осмыслить изменчивость границ науки, теперь они явно другие, а значит — и наука уже не та. Для нас представляет специальный интерес стремление Булгакова, с одной стороны, показать отличие науки от религии и от экономики-хозяйства, провести между ними границу, а с другой — обосновать органическую включенность друг в друга этих разных сфер человеческой деятельности, причём эту последнюю задачу он пытается решить, исходя из по преимуществу позитивистского понимания науки. Граница между научным рациональным мышлением и религиозным знанием, основанным на откровении, становится у Булгакова прозрачной благодаря разработке им очень важного для всей его концепции понятия Софии. София превращает границу между наукой и религией из демаркационной линии в пограничную область, где понятия науки и религии как бы смешиваются. Важно, на наш взгляд, что вся совокупность рассуждений Булгакова о соотношении науки, религии и экономики-хозяйства остаётся в рамках понимания науки в её нововременном варианте. Поэтому для нас интересно увидеть, анализируя творчество Булгакова, ещё одну границу, границу между наукой нового времени и наукой XX в. В XX в. просматриваются принципиально иные способы проведения границ между наукой и не наукой, в том числе между наукой и религией.







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 389. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия