Студопедия — Особенности чтения церковно – славянских текстов.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Особенности чтения церковно – славянских текстов.






Вкратце правила чтения церковно-славянского текста можно сформулировать в следующем порядке: 1. Читать в церкви надлежит громко – так, чтобы чтение могли слышать все молящиеся в храме. 2. Чтение в церкви должно быть уставным, то есть соответствующим утвердившемуся церковному образцу. Признаки уставного чтения: однотонность, ритмичность и певучесть:

а) под однотонностью следует понимать такое чтение, когда держится определенный тон и не допускаются многочисленные модуляции голоса. Так читаются псалмы, составляющие большую часть церковного чтения. Чтение Евангелия, Апостола имеет свою традицию: здесь постепенно может повышаться тон. Некоторые особенности имеет чтение канонов и акафистов. Но в целом однотонность – один из первых признаков уставного чтения. Церковному чтению свойственна отрешенность от светских приемов выразительного художественного чтения. Церковный чтец должен знать, что своими эмоциями он не сделает читаемый текст доступнее и выразительнее. Более того, часто повторяющиеся модуляции при долгом чтении утомляют слух молящихся. А однотонное чтение, напротив, не утомляет;
б) церковное чтение должно быть ритмичным. Псалмы и многие другие церковные тексты имеют свои поэтические свойства: иногда – заметную рифму и почти всегда ритм. Но читающий должен уметь держать этот ритм при чтении. Достигается ритм благодаря ударным слогам в «ударных» словах. Например, при чтении молитвы


ударение делается не в каждом слове, а только в словах «Боже», «Крепкий», «Бессмертный» и «нас». В других словах ударение как бы отсутствует. Этим и достигается ритмичность церковного чтения.

в) церковное чтение должно быть распевным. Последний ударный слог фразы протягивается, как бы пропевается. Недаром молитва по Псалтири в древних памятниках церковной письменности называлась не чтением, а пением: «пели псалом», «пели Псалтирь», «псалмопение». В молитве «Святый Боже» пропевается последнее слово – «нас». Таким образом, однотонность, ритмичность и распевность создают особый, то есть церковно-уставной, стиль чтения большинства богослужебных церковнославянских текстов. 3. Дома молитвы утренние и вечерние, Псалтирь, каноны, акафисты и другие церковно-славянские богослужебные тексты желательно читать также по образцу церковного чтения. Это помогает домашнюю молитву проводить по подобию молитвы церковной. 4. При чтении церковно-славянского текста буквы читаются без смягчения и оглушения. Например, слово «Твоего» так и читается – [твоего], а не [твоево]; [отца], а не [атца], [образ], а не [обрас]; [из], а не [ис], и так далее. 5. Тщательно произносятся и не проглатываются окончания и последние буквы слов. 6. Буквы «ё» нет в церковно-славянском богослужебном языке. Поэтому произносится [Петр], а не [Пётр], [твое], а не [твоё]; [в нем], а не [в нём]. 7. И что особенно важно, при чтении церковнославянского текста надлежит строго следить за ударениями. Причем ударения в церковно-славянских словах далеко не всегда совпадают с привычными нам ударениями. Например, в стихе


Учитываться должны все знаки препинания, но это обычно приходит с опытом чтения.
8. Для правильного чтения следует знать принятые словосокращения, то есть уметь без замедления раскрывать слова, написанные под титлами. Например,

9. В некоторых местностях принято произносить «г» не как смычное (g), а как фрикативное (h).

Вот основные правила чтения церковно-славянского богослужебного текста. В заключение следует сказать, что церковное чтение должно быть благоговейным, потому что без благоговения не будет и молитвы.


Следовательно, читать в церкви надлежит со страхом Божиим и благоговением.







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 1055. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия