Литургия верных
Ектения: Елицы верныи, паки и паки... Молитва верных первая. Яко подобает Тебе... Ектения: Паки и паки... Молитва верных вторая. Яко да под державою Твоею... Отверзаются царские врата. Иже Херувимы... (священник читает тайную молитву: Никтоже достоин...). Великий вход. Поминовение Святейшего Патриарха, епархиального архиерея и всех православных христиан. Закрытие царских врат и завесы. Яко да Царя всех подымем... Ектения: Исполним молитву нашу... Молитва приношения. Щедротами Единородного Сына... Мир всем. Возлюбим друг друга... Отца и Сына и Святого Духа... Двери, двери, премудростию вонмем. Отверзается завеса. Символ веры: Верую во Единого Бога Отца... Станем добре... Милость мира... Благодать Господа... И со духом твоим. Горе имеим сердца, Имамы ко Господу. Благодарим Господа. Достойно и праведно... Молитва тайная: Достойно и праведно... Победную песнь поюще... Свят, Свят, Свят... Молитва: С сими и мы... Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Аминь. Пиите от нея еси, сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая, во оставление грехов. Аминь. Молитва: Поминающе убо... Твоя от Твоих, Тебе приносяще о всех и за вся. Тебе поем, Тебе благословим... (Освящение Даров) Изрядно о Пресвятей... Достойно есть... Священник молится: Св. Иоанна Пророка... Еще молим Тя, помяни, Господи... Еще приносим Ти словесную сию службу... В первых помяни, Господи... И всех, и вся. И дождь нам единеми усты... Аминь. И да будут милости... И со духом твоим. Ектения: Вся святыя помянувше... Молитва: Тебе предлагаем... И сподоби нас, Владыко... Отче наш... Яко Твое есть Царство... Мир всем. Главы ваша Господеви приклоните. Молитва: Благодарим Тя, Царю Невидимый... Благодатию, и щедротами... Аминь. Молитва: Вонми, Господи... Вонмем. Задергивается завеса. Святая святым. Един Свят, един Господь... Причастен. (Причащение священнослужителей в алтаре). Отверзаются царские врата. Со страхом Божиим и верою приступите. Благословен Грядый во Имя Господне... Причащение мирян. Спаси, Боже, люди Твоя... Видехом Свет Истинный... Всегда, ныне и присно... Да исполнятся уста наша... Ектения: Прости, приимше Божественных... Яко Ты еси Освящение наше... С миром изыдем. О имени Господни. Господу помолимся. Господи, помилуй. Заамвонная молитва: Благословляяй благословящыя Тя, Господи... Буди Имя Господне... Благословлю Господа... (псалом 33) Благословение Господне на вас... Слава Тебе, Христе Боже... Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови. Отпуст великий. Многолетие. Закрываются царские врата и завеса. [1] Благодать – спасительная сила Божия, Божественная энергия, необходимая человеку для совершенствования в духовно-нравственной жизни. [2] Сочинения блаж. Симеона, архиепископа Фессалоникийского. Разговор о святых священнодействиях и таинствах церковных. Гл. 96 // Писания св. отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Ч. 2. СПб., 1856 [репринт: М., 1994]. С. 181. [3] См.: Флоренский П. А. Иконостас. М., 1994. С. 61-62. [4] Епископ (греч.– назиратель), архиерей – главный пастырь в своей епархии, пекущийся о благоустроении Святой Церкви и управляющий всем вверенным ему от Бога обществом верующих, как видно из Книги Деяний апостольских (20, 28-30); 1 Пет. 5, 2, 3; 1 Тим. 3, 1-7; Тит. 1, 7-9. [5] Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 5. С. 14. [6] Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 137. С. 221. [7] Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 141. С. 228. [8] Музыкальная эстетика России XI-XVIII веков. М, 1973. С. 19. [9] Музыкальная эстетика России XI-XVIII веков. М, 1973. С. 19. [10] Искушение (испытание) – здесь в смысле прельщения диавольского. [11] Святитель Василий Великий. Письмо 199 [= epist.207, 3] // Творения. Т. 3. СПб., 1911. С. 238, 239. [12] Святитель Иоанн Златоуст. Беседа после землетрясения // Творения в русском переводе. Т. 2. Кн. 2. СПб., 1896 [репринт: М., 1994]. С. 760, 762. [13] Успенский Н. Д. Чин всенощного бдения на православном Востоке и в Русской Церкви // «Богословские труды», сб. 18. М., 1978. С. 11. [14] Успенский Н. Д. Чин всенощного бдения на православном Востоке и в Русской Церкви // «Богословские труды», сб. 18. М., 1978. С. 14. [15] Адама и Евы. [16] Хор называется также лик, т. е. с греч.– собрание. [17] Соловьев И. И. Великая ектения. М., 1911. [18] Стихира – с греч.– что написано стихами, стихотворение. В богослужении стихирами называются песнопения, повествующие о празднуемом событии. Они поются со стихами. [19] Стих – в богослужении это краткое изречение или песнь, избранная из Псалтири или других книг Священного Писания и предваряющая пение, чтение и некоторые молитвы. [20] Слово 41,2// Творения. Т. 1. СПб., б. г. [репринт: СТСЛ, 1994]. С. 576; Слово 44, 5 // Там же. С. 657. [21] Точное изложение православной веры, 23 // Преподобный Иоанн Дамаскин. Источник знания. М., 2002 (ПСТБИ. Святоотеческое наследие. Т. 5). С. 328. [22] Святитель Василий Великий. К Амфилохию о Духе Святом. Гл. 29, § 73 // Творения. Т. 1. СПб., 1911. С. 638-639. [23] Архиепископ Вениамин. Новая скрижаль. Ч. 2, § 20. СПб., 1899 [репринт М., 1992]. С. 87. [24] Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 301. С. 459. [25] В дни памяти святых апостолов паримий читаются из Нового Завета – из Посланий апостольских. Поэтому при чтении их не закрываются царские врата, как при ветхозаветных паримиях. [26] Притвор – первая входная часть храма, в древности – место кающихся и оглашенных. [27] Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 305. С. 466. [28] В древности, когда всенощное бдение длилось всю ночь, христиане направлялись в трапезную и подкрепляли свои силы этими благословенными хлебами. В Служебнике сказано: «Ведомо (известно) же будет, яко благословенный хлеб есть помогательный от всяких зол (болезней), аще с верою приемлется». [29] Это прошение было особенно важным в первые века, когда христиане, исполненные благодати Святого Духа, импровизировали на молитве. [30] Успенский Н. Д. Цит. соч., с. 39; Скаббалланович М. Толковый типикон. Вып. 2. Киев, 1913 [репринт: 1994 и др.]. С. 200. [31] В первые века христианства был обычай после тех или иных молитвословий сидеть и размышлять о прослушанном. Из этих размышлений родились песнопения, которые получили название седальнов. [32] Мысли о богослужении Православной Церкви протоиерея Иоанна Сергиева (Кронштадтского). М, 1894. С. 115. [33] Блаженный Иероним Стридонский. Против Вигилянция, [7] // Творения. Киев, 1880. Ч. 4. С. 302 (Б-ка творений св. отцов и учителей Церкви западных. Кн. 6). [34] Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 274. С. 416, 417. [35] Новая скрижаль, ч. 2, § 17.– Указ, изд., с. 117. [36] Скабалланович М. Цит. соч., с. 289. [37] Скабалланович М. Цит. соч., с. 289. [38] Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 275. С. 419. [39] В древних чинах литургий народ возглашал: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» перед причащением Святых Тайн (см.: Апостольские постановления VIII, 13 // Постановления апостольские, через св. Климента, епископа Римского, преданные / Пер. о. Иннокентия Новгородова. СПб., 2002 [с изд.: Казань, 1864]. С. 189-190. Ср. VII, 47. С. 168). [40] Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 279 [= cap. 314]. С. 422. [41] Святитель Ириней Лионский. Против ересей V, 8, 1 // Сочинения св. Иринея, епископа Лионского / Изд. в рус. пер. прот. П. Преображенским. СПб., 1900 [репринт: М., 1996]. С. 460. [42] Отпуст – благословение священника на выход молящихся из храма после богослужения. [43] Преп. Симеон Новый Богослов. Слово 45 [= eth. 1] // Творения. Т. 1. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1993 [репринт с изд.: М., 1890]. С. 396. [44] Преп. Макарий Египетский. Беседа 14, 7 // Духовные беседы. Изд. 4-е. Сергиев Посад, 1904 [репринт: М., 1998 и др.]. С. 107. Ср.: Слово 14, 32 // Он же. Духовные слова и послания. Собрание типа I (Vatic, grace. 694). М., 2002. С. 561. [45] Святитель Игнатий Антиохийский. Послание к смирнянам, 8 // Писания мужей апостольских / Пер. прот. Петра Преображенского. СПб., 1895 [М., 2003, дополн.]. С. 305 [= 367 нижней пагин.]. [46] Слово греческое – вместопрестолие. На плате изображено положение Иисуса Христа во гроб и четыре евангелиста. В антиминс зашивается часть мощей, в напоминание того, что христиане первых веков совершали Евхаристию на гробах мучеников. [47] Собрание писем епископа Феофана Затворника. Вып. 4. М., 1899. № 629. С. 103. [48] В Святом Евангелии и Посланиях хлеб называется по гречески «артос», что значит «поднявшийся, вскисший», а пресный хлеб – «азимон». Апостолы употребляли квасный хлеб на Евхаристии (Деян. 2, 42, 46; 20, 11; 1 Кор. 11, 23-28; 10, 16, 17). [49] Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 54. С. 107. [50] Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 62. С. 125. [51] Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 62. С. 125-126. [52] Мысли о богослужении Православной Церкви протоиерея Иоанна Сергиева (Кронштадтского). Цит. изд. С. 81. [53] Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 62. С. 128-129. [54] Оглашенные, т. е. оглашаемые, – люди, готовящиеся к таинству Святого Крещения, а также кающиеся, отлученные от Причастия. Оглашенные присутствовали на литургии до возгласа диакона: Елицы оглашенныи, изыдите. Состав этой части службы имеет учительный, огласительный характер. [55] Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 64. С. 132. [56] Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 274. С. 413. [57] [ Григорий, иеромонах.] Литургия Божественной Евхаристии. [Божественная Литургия по святому Иоанну Златоусту / Пер. с новогреч.] //«Богословские труды», Сб. 21. М, 1980. С. 134; То же: Иеромонах Григорий (Святая Гора Афон). Литургия Божественной Евхаристии. Божественная Евхаристия по святому Иоанну Златоусту. Клин, 2001. С. 39. [58] Эти антифоны имеют такое название потому, что входят в Последование изобразительных, или в просторечии обедницы. [59] Мысли о богослужении Православной Церкви протоиерея Иоанна Сергиева (Кронштадтского). Цит. изд. С. 72. [60] Святитель Иоанн Златоуст. Беседа 1, 1 на Ис. 6, 1 // Творения в русском переводе. Т. 6. Кн. 1. СПб., 1900 [репринт: М., 1998]. С. 380. [61] Святитель Иоанн Златоуст. Слово против упивающихся, 3 // Творения в русском переводе. Т. 2. Кн. 1. СПб., 1899 [репринт: М., 1993]. С. 485. [62] Скабалланович М. Толковый типикон. Киев, 1913. С. 19. [63] Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 103. С. 132. [64] Беседа 3, 4 на Поел, к Кол. 1, 15-18 // Творения. Т. 12. Кн. 2. СПб., 1906. С. 1328. [65] Аналой (аналогий, налой) – высокий столик с наклонной крышкой. [66] Амвон – часть солеи, напротив царских врат, выдвинутая в храм. Изображает гору, корабль, с которых Господь Иисус Христос проповедовал народу Свое Божественное учение, и камень при Гробе Господнем, с которого ангел благовестил мироносицам о Воскресении Христа. Солея – возвышение перед иконостасом. [67] Святитель Иоанн Златоуст. Творения, т. XI. СПб., 1905. С. 248. [68] Литургия верных – самая важная часть Божественной литургии. Свое название получила оттого, что присутствуют при ее совершении только верные, принявшие Святое Крещение. [69] Иеромонах Григорий. Литургия Божественной Евхаристии //«Богословские труды». Сб. 21. М., 1980. С. 134; Клин, 2001. С. 40. [70] Дориносимый – греч. δορυφορούμενον – копьеносимый; указывает на древний обычай воинского триумфа (прославления), особенно после победы над противником, торжественно поднимать на щите, положенном на древки копий, своего полководца. В церковном значении это слово изображает величественное и таинственное шествие Сына Божия, сопровождаемого воинствами Небесных Сил. [71] Св. Николай Кавасила. Изъяснение Божественной Литургии // Писания святых отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. СПб., 1857. Ч. 3; Цит. по переизд.: Киев, 2003. С. 61 («Об исповедании веры...»). См. также кн.: Христос. Церковь. Богородица: Богословские труды св. Николая Кавасилы. М., 2002. [72] Ширинкин А. Догматическое содержание Евхаристического канона Божественной литургии (по чинопоследованиям св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста). Загорск, Троице-Сергиева Лавра, 1965. Машинопись, с. 14, 15. [73] Поучение тайноводственное пятое, 4 // Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский. Поучения. М., 1900 (Репринт: М., 1991). С. 334. [74] Иеромонах Григорий. Литургия Божественной Евхаристии //«Богословские труды». Сб. 21. М., 1980. С. 135; Клин, 2001. С. 41. [75] Мысли о богослужении Православной Церкви протоиерея Иоанна Сергиева (Кронштадтского). Цит. изд. С. 89. [76] Арсений, митрополит Киевский и Галицкий. Изъяснение Божественной литургии. Киев, 1879. С. 334. [77] Мысли о богослужении Православной Церкви протоиерея Иоанна Сергиева (Кронштадтского). Цит. изд. С. 91-92. [78] Слово о священстве 3, 3 // Творения в русском переводе. Т. 1. Кн. 2. СПб., 1898 [репринт: М, 1991]. С. 425. [79] Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 338 С. 542. [80] Ветелев Александр, протоиерей. Божественная литургия. Москва–Загорск, 1968. С. 295-299. Машинопись. [81] Св. Николай Кавасила. Цит. соч. С. 83–84 («О том, как священник молится о Святых Дарах...»). [82] Этот возглас вследствие его важности всегда и во всех чинопоследованиях должен говорить только священник (или епископ). [83] Св. Николай Кавасила. Цит. соч. С. 87 («О том, что священник возглашает к народу...»). [84] Св. Николай Кавасила. Цит. соч. С. 88 («О том, что священник возглашает к народу...»). [85] Архиепископ Василий (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов. Париж, 1980. С. 96-113 (ч. 2, гл. 4. Святая Евхаристия). Переизд.: Нижний Новгород, 1996. С. 115-138). [86] Святитель Игнатий Богоносец. Послание к Ефесянам 20, 2 // Писания мужей апостольских. СПб., 1895. С. 278 [М., 2003. С. 340 нижней пагин.]. [87] Архим. Киприан (Керн). Евхаристия. Париж, 1947 [2 изд. Париж, 1995; переизд.: М., 1999 и др.]. С. 329-330 (глава «Перенесение св. Даров на жертвенник»). [88] Преп. Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу Душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве. Гл. 101 // Добротолюбие. Т. 2. М., 1913. С. 179. [89] Св. Николай Кавасила. Цит. соч. С. 3 («О тайне священнодействия литургии»).
|