Студопедия — Школа „нового роману” й творчість А.Роб-Грійє.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Школа „нового роману” й творчість А.Роб-Грійє.






Само понятие «Нр» появ. в 50-е и ка­кое-то время оставалось весьма расплывчатым: так журна­листы окрестили те произв-я, кот. не вписывались в привычные представления о р-е. В част., к ним относили книги Н.Саррот, С.Беккета, А.Роб-Грийе – в общем, всех тех авторов, творе­ния которых попросту сбивали с толку читателя.

В «Нр» прослеживается новая кон­цепция внутрисюжетных связей: они подчинялись не принципу логики и причинности, а внутренним законам «текста», или «письма», пришедшего на смену литера­туре в прежнем понимании слова. «Письмо», в трактовке «Н.р.», свободно от «ереси изобразительности» и вос­создает не события реальности, но «анонимную субстан­цию» существования, в которой бесследно растворяется все индивидуальное. Однако язык - не просто материал, преобразуемый писателем, а инструмент мысли вообще. Это набор знаков, достав­шийся нам от прошлых поколений. Человек свободно опери­рует ими, но мир, обозначаемый через язык, по-прежнему представляет для него извечную загадку.

Теоретик «Н.р.» и один из его наи­более активных практиков А.Роб-Грийе в книге «За новый роман» (1963) обосновывает необходимость на­веки покончить с «бутафорией», подразумевая под этим словом фабулу, интригу, психологизм, воссоздание лич­ностных миров, интеллектуальную или идеологическую проблематику. Подчеркнутая бессодержательность такой литературы. В месте тем практика «Н.р.» доказала его способность точно описывать от­дельные явления, характеризующие социальную психо­логию и широко распространенные умонастроения, по которым, даже вопреки намерениям автора, можно составить достаточно ясную картину общественной жизни, осо­бенно в периоды кризисов и переломов, воздействующих на массовое сознание.

Название р-на «В лабиринте» метафорично: мертвый город, по которому бродит одинокий солдат, представляет со­бой цельную метафору абсурдного мира, в который человек попадает при рождении. Он чувствует, что имеет какое-то предназначение, потому что находится здесь не случайно:

он посланец, в его руках «ценный груз», который надо пере­дать кому-то. Но, похоже, человек забыл, от кого это послание и кому оно предназначалось.

Впрочем, все романы Роб-Грийе — это лабиринты, бессмысленные загадки, в которых на самом деле кроется от­вет: тот, кому они заданы, сам является их отгадкой. Подобно персонажам мифов, сказок, легенд, герой р-на «В лаб» существует в своем, ему одному принадлежащем мире, живущем по своим законам и правилам. В отличие от подлинных героев романов, которые всеми силами пытаются создать иллюзию, будто живут среди нас, смертных, его среда обитания — только текст и воображение автора. Недаром солдат не имеет имени. герой романа «В лаб» рождается из описания кар­тины «Поражение при Рейхснфельсе». Персонаж Роб-Грийе находятся в состоянии край­него невротического возбуждения, беспрерывно блуждая, испы­тывая то страх, то отчаяние. Он не может остановиться, пото­му что каждый раз им движет навязчивая идея. Раненый солдат в бреду агонии возвращается на пус­тынный перекресток снова и снова и мучительно пытается вспомнить назва­ние той улицы, куда он должен был доставить пакет. В монотонных, повто­ряющихся описаниях вещи, люди, декорации возникают как некое наваждение. Здесь мы вновь и вновь встречаемся с описанием картины на стене, клеенки в клеточку на столе и полупустого стакана с вином. Читатель уже не понимает, видит ли это солдат наяву, в бреду или на картине на стене. В какой-то момент читатель понимает, что солдат сам не может найти ответы на свои вопросы, не помнит, что было до того, как он попали в этот водоворот, и не знает, как из него выбраться.

В р-не Роб-Грийе время движется совсем не так линей­но, как мы к этому привыкли. Это еще раз приводит к пониманию того, что перед нами образец «нового р-на».

Финал р-на трагичен. Раненый солдат умирает. Доктор уже не может его спасти и читатель, наконец, узнает, что было в коробке, кот. солдат носил с собой на протяж. всего р-на. Открывается абсурдность всего происходящего: столько усилий, скитаний под постоянным снегом и все для того, чтобы передать адресатам несколько писем и старые часы.

Вопрос о том, что в р-не Роб-Грийе явл. реальным, а что воображаемым, остается риторическим.

 

 







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 493. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия