Студопедия — Исследования духовного роста человека — зона ближайшего развития человекоориентированного проектирования
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Исследования духовного роста человека — зона ближайшего развития человекоориентированного проектирования






В главе предпринята попытка наметить пути форми­рования оснований будущего развития эргономики и человекоориентированного проектирования, исходя из

представлений о действительной сложности развития человека. Для этого потребовалось выйти за рамки эрго­номики и обратиться к философии, культурологии, семи­отике, психологии, физиологии, поэзии и литературе, в центре внимания которых всегда был человек, его духов­ное развитие. Эргономике есть чему у них поучиться. Важно осознать, что без представлений о духовном раз­витии человека она не может стать полноценной челове-коориентированной проектировочной дисциплиной. Только опираясь на них, эргономика сможет действитель­но способствовать проектированию лучшего мира людь­ми и для людей, в котором не человек для техники, а техника для человека. При такой далеко идущей поста­новке проблемы очень трудно оставаться на почве реаль­ной практики эргономики, исходить из ее наличного состояния и материала. И тем не менее не так уж бес­смысленна попытка побудить задуматься о будущем эр­гономики, обратившись к новым представлениям о духов­ном развитии человека.

Проникновение в суть духовного бытия человека — мировая загадка, стремление решить которую ознамено­вано выдающимися озарениями и свершениями. В дан­ном же разделе преследовалась скромная цель: на основе возможного осмысления того, что обнаружено другими, и привлечения результатов собственных исследований представить первоначальный набросок модели духовного развития человека. Это продиктовано стремлением уйти от упрощенчества в эргономике и психологии, которое с необходимостью сопровождает тенденцию современной науки сводить все к количеству. Приходится, к сожале­нию, принимать достаточно жесткий упрек: "Абсурдная идея количественной психологии поистине представляет собой ярчайшую степень заблуждения современного «са-ентиста»" [6, с.41].

В позитивном плане разработка указанной модели связана с идеями о том, что вся природа, весь космос есть наше подобие, весь он символ духа. При этом мир под­ражает не духу, как таковому, а проявленному телесно-органическому духу, органом его само-обнаружения. Для эргономики представляется перспективной такая поста­новка проблемы применительно к орудиям.

"Совокупность орудий есть наше хозяйство. Мы живем не вообще в мире, а именно в той его части, которую так или иначе ассимилировали, сделали своим достоянием, обратили в свое хозяйство ипоскольку достигли этого. Мы живем, поскольку мыхозяева. Хозяйство же наше — наше внут­реннее содержание, но осуществленное через про­екцию вовне: не станет нашим то, что изначально не принадлежало нам. Наше хозяйство, воистину наше,есть совокупность наших внутренних дви­женийсовокупность символов нашего духа. Наше хозяйство, следовательно, насквозь прониза­но нашим духом, и все то, что не есть образ духа,не есть и часть хозяйства" [22,с. 184].

В хозяйстве этом подлежит различать, по П.Флорен­скому, разные степени ассимиляции, разные слои его, ряд концентрических дворов, ряд скорлуп или наплас­тований. Этот ряд можно продолжить и в обратную сторону.

Созвучны разрабатываемой модели духовного раз­вития человека и определенные идеи философской ан­тропологии о человеке и о том месте, которое он занимает в общей совокупности бытия, мира и Бога.

"Только исходя из сущностной картины человека, которую исследует философская антропология, и идя навстречу актам духа, проистекающим из центра человека, можно сделать вывод об истин­ных атрибутах конечной основы всех вещей" [78, с.380].

Определение личности, полагает М.Шелер, в основу которого положен разум, равносильно ее обезличиванию, ибо разум идентичен у всех людей, и акты разумной деятельности надындивидуальны. Если бы были возможны существа, поясняет философ, деятельность которых исчер­пывалась бы разумом, то эти существа были бы не личнос­тями, а логическими субъектами. Но личность — это кон­кретное единство, сущность которого состоит в разнообра­зии актов и возглавляется эмоциональностью духа.







Дата добавления: 2015-08-31; просмотров: 752. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия