Студопедия — Герцен о сущности диалектического метода.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Герцен о сущности диалектического метода.

Ну, и на прощанье нелёгкий вопрос.

Гнома из дома довёл он до слёз.

На три равных части разгрызли верёвку мышки-норушки,

С кусочков нет толку.

Сколько кусали, сказать он не может,

Может из вас ему кто-то поможет.

У. Ответы разные, поэтому проводим эксперимент.

Учитель разрезает веревку на три части. Дети видят правильный ответ.

 

Герцен о сущности диалектического метода.

Интерес к диалектике у русских философов и особенно у Герцена порождался запросами развивающейся русской науки. Русская фи-лософия середины XIXвека помогала русским ученым в их борьбе с идеалистической натурфилософией. Она решала проблемы диалектики познания, такие, как взаимоотношение философии и естествознания, разума и опыта, анализа и синтеза, дедукции и индукции, исторического и логического. Вопрос о методе стоит

в центре внимания Герцена во всех его крупных работах, в которых он всесторонне обосновывает диалектический метод исследования. Материалист Герцен считает метод выражением материальных процессов, отражением истории их развития. В то же время научный метод неотделим от содержания человеческого познания, отражающего объективный мир. Так как объективный мир един, а человеческое познание лишь отражает единство закономерностей материального мира, то научный метод не только объективен, но и обладает чертами всеобщности. Эту «методу» Герцен вслед за Гегелем называл диалектической. Однако в противоположность Гегелю, признававшему диалектику сущностью мирового разума, Герцен развитие считал принципом материального мира. Для Герцена характерен целостный подход к природе. Мир, утверждает он, есть прежде всего единое целое, в котором все звенья органически связаны друг с другом. Для глубокого мыслителя многообразие и разбросанность явлений жизни не скрывают единства, внутренней связи и взаимообусловленности событий. Герцен говорит о случайных, внешних связях, которые не выражают природы процесса, и о связях внутренних, органических, составляющих сущность, основу процесса и его место в цикле мировых событий. Диалектик Герцен близко подходит к формулировке важнейшего вывода диалектики –необходимоти конкретного анализа явлений общественной жизни. Процесс развития, утверждает Герцен, есть необычайно сложный процесс. Он идет по восходящей кривой, которая знает много перерывов, отклонений от обычного хода своего движения. Но сквозь все эти отклонения пробивается единая закономерность прогрессивного поступательного движения. Герцен критикует односторонний, чисто количественный взгляд на движение. Движение, он считает, есть сложный количественно-качественный процесс. Каждый ученый-естествоиспытатель должен правильно оценивать роль математики в других отраслях знаний. Поскольку количественные соотношения представлены во всех сферах объективного мира, математика входит во все отрасли естествознания.

Теория познания и логика. Процесс познания, по Герцену, есть сложный исторически развивающийся процесс. В ходе познания нет ниче-го незыблемого, абсолютного, застывшего. Люди, цепляющиеся за одно-

сторонние определения и принимающие их за исчерпывающую характери-стику, могут быть уподоблены путнику, принявшему промежуточную станцию за конечный пункт.

Наука жива движением. Ее выводы –результат ее развития. Выводы без предшествующего развития так же невозможны, как невозможна голова без туловища. Это значит, что всякий, стремящийся овладеть выводами науки, обязан глубоко изучать историю этой науки, пути, по которым шла человеческая мысль. Наука требует упорного, кропотливого труда от человека, пытающегося проникнуть в тайны природы. Только тот, кто полностью отдался науке, посвятил ей все духовные силы, сумеет за отдельными фактами и явлениями жизни вскрыть универсальные связи и взаимоотношения, понять законы мира, получить общие выводы.

Материалистически решая вопрос об отношении мышления к бытию, считая сознание свойством высокоорганизованной материи, мозга, Герцен также материалистически решал вопрос о познаваемости мира. Он борется на два фронта: против эмпиризма материалистов-

метафизиков и рационализма идеалистов. Эмпирики«приняли мир и чувства с детской простотой и звали людей сойти с туманных облаков, где метафизики возились с схоластиче-скими бреднями; они звали их в настоящее и действительное; они вспом-нили, что у человека есть пять чувств, на которых основано начальное отношение его к природе, и выразили своим воззрением первые моменты чувственного созерцания –необходимого, единственного предшественни-ка мысли». В этом сильная сторона эмпиризма, но в этом и его ограниченность, указывает Герцен. Эмпирик, пользуясь органами чувств, прекрасно опишет факты, он покажет многообразие мира явлений, но на этом остановится. Обобщать эти факты, раскрыть единство в многообразии природных явлений, уловить сущность, закон и теоретически выразить его в понятии могло только сознание, разум. Но эмпирики как раз отвергают его роль в познании. Вот почему эмпирики воспринимают мир как скопление частностей, вещей, лишенных внутреннего единства.В противоположность эмпиризму, пишет Герцен, выступил идеализм, который игнорировал мир явлений, хотел знать в природе только общее,«родовое» и в поисках истины обращался исключительно к умозрению. Доля истины, считает Герцен, была и в воззрениях идеалистов, поскольку сущность, закон можно выразить лишь в понятии, в разуме. Но к сущности нет иного пути помимо изучения видимых и осязаемых форм проявления сущности, помимо чувственного опыта. Как же в процессе познания осуществляется этот переход от внешнего мира к логической деятельности человеческого разума? Герцен указывает на единство эмпирического и рационального моментов познания, на переход от чувственного опыта к деятельности рассудка. Исходным пунктом познания мира, по Герцену, является чувственный опыт, который должен перейти в рассудочную деятельность. Опыт дает материал, груду фактов и примеров. Но эти факты и примеры необходимо обобщать и систематизировать, сформулировав понятия и логические категории, отражающие реально существующую в природе систему связей. Эту работу может проделать только разум. Герцен критикует отрыв знаний от жизни, его возмущает увлечение абстрактной наукой. Только тот по-настоящему овладеет наукой, кто тесно связывает теоретическую деятельность с деятельностью практической. Вся философия Герцена пронизана стремлением к активности. Науке чужд всякий застой и формализм. Истинное знание всегда конкретно, красочно и многообразно. Достигая высшего пункта в своем развитии, наука выходит за свои пределы, погружаясь в область практическую, и оплодотворяет деятельность человека.

Герцен о соотношении философии и естествознания. К теме взаимоотношений философии с естественными науками Герцен обратился не случайно. Еще в университете, учась на физико-математическом отделении, он ста

новится членом Московского общества испытателей природы. Его интересы многогранны: высшая математика, астрономия, биология, мн. др. –их изучение имело огромное значение для его духовного развития. Сам Герцен писал, что без естественных наук нет

спасения современному человеку, что они строго воспитывают мысль фак-тами, приближают нас к окружающей жизни. С другой стороны, наука не отвлекала от вмешательства в

«жизнь, страдающую вокруг». Энциклопедическое богатство знаний и сочувственное отношение к страдающей вокруг жизни –вызывали уважение к Герцену со стороны не

только друзей и единомышленников.

Главным делом философии, считает Герцен, должна стать разработка проблем логики исследования, диалектики как теории познания. Для современного Герцену естествознания методологией являлся эмпиризм, вершиной философии –

диалектическое учение идеалиста Гегеля. Герцен (первый!) предпринимает попытку материалистического переосмысления гегелевской логики, ибо именно в ней увидел прообраз подлинно научного метода, материалистического в своей основе и диалектического по содержанию. Именно Гегель «приготовил бесконечнуюформу для бесконечного содержанияфактической науки», «он науку воплотил в методу»,однако, ес-тествознание до сих пор не воспользовалось гегелевской диалектикой как подлинно научным методом. Вопрос о соотношении опытных наук и философии Герцен считает важнейшей методологической проблемой. Как же он подходит к решению этой проблемы? Герцен руководствуется учением о единстве противоположностей и связывает вопрос о единстве общего и единичного в действительности с вопросом о единстве опытных наук и философии в познании. Философия имеет дело с общими связями мира, отраженными в мышлении, естествознание занимается многообразием явлений природы. Частные науки способны накопить факты, фактический материал. Но для обобщения этого материала необходимо умозрение.

 




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конструирование. | Когда начинается линька и сколько она длится?

Дата добавления: 2015-08-31; просмотров: 1524. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия