Бернардинские монастыриОднажды в 1925 г. один начальник отряда доложил командиру Хэ Луну из Фэнчжоу (провинция Хунань), что он поймал поблизости от города Цзиньши английского торговца, пытавшегося заниматься контрабандой оружия и опиума, и отобрал у него товар. Вскоре явился служащий английского посольства с китайским представителем из управления провинции. Англичанин выглядел высокомерным и агрессивным. Хэ Лун проводил гостей в приемную и спросил об их деле. «Ваш подчиненный ограбил торговца из нашей страны, который привез товары в Цзиньши. Я требую, чтобы вы навели порядок». Хэ Лун спокойно ответил: «Я знаю об этом происшествии. Я как раз предпринимаю расследование. Как только оно закончится, я приму необходимые меры». Англичанин подумал, что ему удалось запугать Хэ Луна. Еще более высокомерно он продолжал: «Все украденные вещи должны быть возвращены». Хэ Лун отвечал: «В таком случае я прошу вас указать все пропавшие вещи вот в этом формуляре». Своей наивной реакцией Хэ Лун вызвал у высокомерного англичанина уверенность, что ему удастся беспрепятственно вернуть все контрабандное добро. Он не понял, что Хэ Лун воспользовался Стратагемой № 16, и записал все предметы в формуляр. В этот момент вошел солдат и сообщил Хэ Луну: «Расследование закончено, наши люди действительно отобрали у английского купца товар. Это было оружие и опиум». «Хорошо», — сказал Хэ Лун. Он обратился к английскому чиновнику: «Пишите все». Тот так и сделал и подписал список. Хэ Лун взял листок и внимательно прочел его. Тут лицо его стало серьезным, и он ударил кулаком по столу. «Я как раз и предвидел, что это торговец оружием и наркотиками». Он приказал доставить конфискованную контрабанду и сравнил с заполненным формуляром. «Вы преступаете китайские законы». Английский чиновник сдался без боя. Эту историю я прочел в пекинской газете «Чжунго циннянь бао». Маршал Хэ Лун (1896–1969) был одним из основателей китайской Красной армии. После 1949 г. он, в частности, служил заместителем премьер-министра КНР, а также был крупным организатором спорта. Бернардинские монастыри Один из уникальных культовых комплексов, расположенных в центре города на высоком холме, - это монастырь ордена бернардинцев. Острый шпиль его фигурной колокольни, возвышаясь на высоком правом берегу Нёмана, является доминантой древнейшей части города и заметен с любой точки окрестностей. Сегодня бернардинский костёл Обретения Святого Креста – самая старинная католическая святыня Гродно. В нём сплелись элементы разных эпох и стилей – поздней готики, ренессанса, барокко, рококо и классицизма. Известна грамота 1494 года великого князя Александра, даровавшая бернардинцам «княжеский двор с садом и огородом… для постройки костёла и монастыря», но построены они были гораздо позднее – в 1595 году на месте бывших королевских конюшен. На гравюре Томаша Маковского 1600 года уже можно видеть монастырские постройки, однако без высокой башни-колокольни. Костёл был освящён 18 мая 1618 года виленским епископом Евстафием Воловичем. Легенда гласит, что больше всех на строительство костёла пожертвовали солдаты, которые возвращались с победой домой, и в память о счастливом событии «каждый рыцарь дал талер с конского копыта» на костёл, а Лев Сапега, канцлер великий литовский, «сыпанул горстью тысячу». В арках под сводами костёла размещаются изображения святых и гербы основателей, в том числе короля Сигизмунда ІІІ, магнатов Массальских, Сапег, Воловичей и др. Монастырь сильно пострадал в 1656 году. Многочисленные ремонты и перестройки привели к тому, что фасад костёла с пристроенной с юга массивной колокольнейтолько кажется завершённым и пропорциональным. На самом деле фасад не симметричен, левая сторона шире правой, круглые окошки прерывают архитрав. Однако эта непропорциональность нисколько не влияет на общую гармонию древнего храма. В конце ХVII века его фасад был украшен статуями в нишах – св. Елены, св. Антония и св. Бернарда, - которые сохранились до наших дней. Внутреннее убранство костёла отличается разнообразием и смешением стилей, что было связано с различными этапами в жизни гродненских бернардинцев. В 1686 году здесь возникло братство св. Варвары, в честь которой в северной часть костёла устроена одноименная часовня. Сегодня это Лоретанская часовня – слева от выхода. Она богато украшена лепниной и скульптурными фигурами (над входом – св. Варвары, св. Тэкли и св. Кристины, а также внутри – св. Цецилии, св. Урсулы и св. Маргариты), Композицию дополняет группа Святого Семейства и фигуры четырёх евангелистов. С течением времени количество скульптур менялось, сами они много раз подвергались побелки и сегодня они требуют тщательной реставрации. Справа от входа в костёл размещается бывшая часовня св. Казимира, которая в 1736 году была переименована в честь св. Варвары. Интерьер костёла менялся в соответствии с модой, но причины изменений чаще всего были одни и те же – войны и пожары. После пожара 1753 года бернардинцы были вынуждены перестроить колокольню. Она приобрела вид, характерный для башен Вильни, которые возводились там в 40-е годы XVIII века. Очередной пожар 1782 года значительно повредил внутреннее убранство костёла бернардинцев, после чего здесь возникли 12 новых алтарей в классическом стиле. Именно в этот период появились новые фрески, выполненные превосходным художником монахом-базилианином Антонием Грушецким и его помощником Филиппом Михалкевичем. Это фресковые картины Вознесения Девы Марии над аркой презбитерия (алтарной части), а также орнаменты на сводах алтаря, балконе хора, аркадах между нефами костёла. Они же обновили гербы жертвователей и фигуры бернардинских святых в «слепых» аркадах. Сегодня сложно судить о художественных достоинствах работ Грушецкого и Михалкевича, так как во второй половине ХХ века они подверглись «советской реставрации». Оригиналы были более уточненными и изящными. Кроме перестройки костёла, расширялся и монастырь, поскольку в 1677 году сюда из Несвежа была переведена философская школа. Были достроены южный и западный корпуса, благодаря чему образовался уютный внутренний дворик. В 1682 году обновлён конвент, в монастыре в это время жили 30 монахов. Костёл бернардинцев в Гродно всегда оставался действующим, С 1990 года в стенах древнего монастыря размещается высшая католическая духовная семинария. На холме, расположенном напротив мужского бернардинского монастыря, когда-то находился женский монастырь бернардинок. Он был более скромным по своим размерам и художественным достоинствам. Построенный в 1621 году в стиле барокко, вместе с мужским он составлял прекрасный пространственно-архитектурный ансамбль. В 1854 году перестроен под православный мужской Борисоглебский монастырь. Однако полуразрушенный во время Второй мировой войны комплекс не стали восстанавливать, а в 1977-1984 годах на его месте возвели здание областного драматического театра.
|