Студопедия — Метод взмаха
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Метод взмаха






Неэкологичные реакции на какие-либо ситуации, а также просто неэффективное поведение в тех или иных областях поведения—это обычные жалобы клиентов психологического консультирования. В нейролингвистическом программировании эти проблемы довольно легко решаются с помощью метода взмаха. Во «взмаховых» техниках мы работаем с таким мощнейшим психологическим образованием, как Образ Самого Себя. Именно этот образ и является для человеческого мозга своеобразной записью программы поведения в соответствующей ситуации. Но если образ этот не эффективен, ситуация становится заведомо проигрышной. И тогда мы предлагаем мозгу клиента новый — эффективный образ, который отныне становится новой же программой поведения в этой ранее проигрышной, а теперь вполне удачной ситуации...

Взмах как техника НЛП. Как это ни парадоксально, но в нейролингвистическом программировании практически отсутствует определение метода взмаха. Упоминая о нем, специалисты по НЛП обычно предпочитают говорить о том, что взмах работает со специфическими формами состояний или поведения, от которых человек хотел бы избавиться, или реакциями, которые он не хотел бы воспроизводить.

При этом обычно добавляют; что взмах не просто заменяет одно поведение другим, но порождает новые. Он изменяет проблемное состояние или поведение, предлагая новые направления.

Понять сущность и особенности данного метода может помочь описание упрощенной техники взмаха, которое было сделано Р. Бэндлером в его книге «Используйте свой мозг для изменения».

1. Выясните контекст, то есть сначала определите, где вы «поломались» или «застряли». Когда или где вы хотели бы вести себя или реагировать иначе, чем сейчас?

2. Определите картинку-триггер («пусковую картину»). Найдите то, что вы на самом деле видите непосредственно

перед тем, как начать вести себя так, как вам не нравится. Эта картина обычно ассоциирована (то есть вы видите ее как бы из своих глаз и не видите себя в этой картине). Многие в этот момент находятся на «автопилоте», и потому иногда стоит реально проделать то, что должно предшествовать этому нежелательному поведению, дабы увидеть, как все это выглядит, и найти триггер. Если же вы сейчас занимаетесь просто проверкой техники взмаха, имейте в виду: поскольку этот стимул некой реакции, которая вам не нравится, с этой картиной должно быть ассоциировано хотя бы что-то неприятное. Чем более это. неприятно, тем лучше сработает.

3. Создайте образ результата (нового себя). Сделайте (сконструируйте и вообразите) этот образ, каким бы вы себя видели, если бы уже достигли желаемого изменения. Каким бы вы были, если бы то, где вы «поломались» или «застряли», не было бы для вас проблемой. «Регулируйте» этот образ, пока не получите такой, который «экологичен» и действительно привлекателен, который сильно влечет вас и нравится вам.

4. Взмах. Теперь «махните» эти две картины. Сначала увидьте ту, «пусковую», картину, большую и яркую. Потом в нижний правый угол поместите маленький темный образ нового себя. А теперь пусть маленький темный образ быстро увеличивает размеры и яркость, перекроет первую картину, которая также быстро потемнеет и скукожится. Потом «очистите экран» и «махните» эти две картины снова — пять раз в общей сложности. Непременно очищайте экран в конце каждого взмаха!

5. Проверка:

а) теперь вызовите тот первый образ. Что происходит? Если взмах был эффективен, это просто трудно будет сделать. «Картинка-триггер» будет стремиться исчезнуть и замениться вторым образом, желательным;

б) другой способ проверки — поведенческий. Найдите способ воссоздать ситуацию, представленную в ключевой картине, и проверьте, как вы теперь поступите.

Если во время проверки все еще присутствует старое поведение, снова проделайте технику взмаха. Посмотрите, что вы упустили и что еще можно сделать, чтобы этот процесс заработал.

Основные затруднения в использовании техники взмаха обычно связаны с поиском клиентом нового образа себя. Однако поиск этого образа и для вас, и для него заметно облегчится, если вы поймете, что данный образ можно не только вспомнить, но и вообразить. Как бы «скалькировать» нового себя с кого-нибудь из знакомых, для которых эта ситуация не проблема, или даже с литературного или киногероя (а что в этой ситуации сделали бы Супермен или Бэтман?). Для того, чтобы это осуществилось, энэлпе- ры обычно предлагают своим клиентам сделать следующую технику создания желаемого образа себя.

1. Отыщите реального человека или воображаемого «героя», который способен эффективно и «экологично» справиться с представляющей для вас затруднения ситуацией.

2. Разверните эту ситуацию как кинофильм или видеоклип и несколько раз посмотрите, как именно этот человек или герой действует в ней, «играяроль» в этом фильме или клипе.

3. Теперь, если вас устраивает образ этих действий, как бы «выньте» этого человека или героя из первого кадра фильма или клипа, «вставьте» туда себя и еще несколько раз просмотрите этот фильм или клип, но уже с собой в «главной роли», и действующим так, как до вас действовали все те же герой или человек. Все, что вас будет не устраивать (не нравиться) в новом поведении, измените, использовав собственное воображение.

4. И, наконец, как следует наигравшись, «извлеките» из фильма или клипа новый образ эффективного себя и уже с ним осуществите изменение с помощью техники взмаха.

V Условия эффективных взмахов. Если взмах не получился, то это значит, что вы что-то сделали не так. Что именно? Скорее всего, нарушили одно из условий эффективных «взмахов», которые приводят в книге «Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами» К. и С. Андреас..

1. Одновременность (синхронность). Для эффективности взмаха необходимо, чтобы изменения происходили как бы одновременно, то есть чтобы картинка-триггер синхронно заменялась на новый образ себя.

2. Направление. Взмах «работает», если его делают только в одном направлении — от картинки-триггера к желаемому образу самого себя. Поэтому обязательно используйте между процедурами явно и ярко выраженное промежуточное «разделяющее» состояние (как бы «сепаратор»). Например, перед каждым повторением «очищайте экран», если клиент работал с открытыми глазами (для чего попросите его посмотреть на любые окружающие предметы). Или просто предложите ему открывать глаза, если во время взмаха они были закрыты.

3. Скорость. Чем быстрее выполняется процедура взмаха, тем лучше. Поэтому сначала клиент может медленно проделать все шаги этой техники, чтобы понять их. Однако во время выполнения процедуры смена образов должна осуществляться как можно быстрее.

4. Повторение. Для закрепления результата взмаха обычно достаточно 3—5 повторений. Если же это не произошло и после десяти повторов, вам явно нужно внести какие-то изменения в процедуру, чтобы техника эта «заработала».

V Пошаговая запись техники взмаха. Несмотря на то, что

взмах — это очень простая техника низшего уровня НЛП, первый опыт его осуществления не всегда бывает удачным. Поэтому мы рекомендуем вам потренироваться на ком-нибудь другом и, разумеется, на какой-то не слишком существенной проблеме. При этом рекомендуем, использовать не вышеописанную, а нижеприведенную «пошаговую» запись техники (по В. Макдональду, «Руководство по субмодальностям»).

Шаг 1. Пусть ваш «клиент» определит что-то не слишком серьезное, что он хотел бы изменить. Некое чувство, которое возникает в конкретной ситуации и заставляет его поступать не лучшим образом.

Шаг 2. Теперь попросите его закрыть глаза и видеть то, что он бы мог видеть, если бы был там, в той ситуации. Спросите, возникает ли у него это чувство. Если нет, подберите что-нибудь еще (вернитесь на шаг 1). Если доступ к неприятным чувствам получен, прервитесь, чтобы дать партнеру возможность «очистить экран».

Шаг 3. Попросите вашего «клиента» сделать большую яркую квадратную картинку того, что он мог бы видеть, если бы он был там, в той ситуации. Убедитесь, что он нанес рамку вокруг этой картинки.

Шаг 4. Теперь предложите партнеру создать новый образ себя, как если бы он уже сделал желаемое изменение и стал таким, каким он хочет быть. Спросите, нравятся ли ему или нет чувства, порождаемые этим новым образом себя.

Шаг 5. Проконсультируйте «клиента» о способе, с помощью которого он сейчас осуществит желаемое изменение.

«В этой первой картинке ты видишь то, что предшествует неприятному чувству и/или нежелательному поведению. Во второй картинке ты видишь себя такого, который может справиться с этой ситуацией. Сожми эту картинку «хорошего себя», пока она не станет маленькой и темной. Затем возьми «большую» картинку — ту, которая с рамкой вокруг, и помести эту маленькую в угол большой. Эта большая картинка яркая, а маленькая — темная. Затем позволь этой большой картинке начать медленно становиться темнее, в то время как маленькая начнет становиться больше и ярче, больше и ярче, пока она полностью не покроет этот первоначальный образ. Первая картинка становится настолько темной, что исчезает, и все, что ты видишь, — это только вторая. Затем остановись и открой свои глаза, чтобы очистить экран. Проделай это только один раз».

Шаг 6. Проверьте, что партнер понял ваши инструкции и способен выполнить их.

Шаг 7. Теперь предложите «клиенту» сделать все, что описано в шаге 5, быстро, используя не больше времени, чем тратится на то, чтобы сказать «взмах».

Шаг 8. «Протестируйте» партнера, попросив его увидеть первую «большую» картинку. Если все в порядке, он либо ее не видит, либо уже не испытывает по ее поводу никаких неприятных чувств.

V Полное описание этой техники. И только теперь, после этого эксперимента — надеюсь, удачного, — внимательно прочитайте и усвойте нижеследующий («классический»!) алгоритм исполнения техники взмаха, именно его вам лучше всего использовать в работе с проблемами клиентов. Если, конечно, вы уже созрели для этого.

Напоминаю, что мы приводим здесь «классическое» описание техники взмаха в варианте для работы с клиентом. Почерпнуто оно из материалов семинаров по НЛП ИГИСП, ' так что, к сожалению, мы не можем точно указать автора данного описания.

1. Определите нежелательное поведение (реакцию) клиента (например, кусание ногтей, волнение перед экзаменом и т. д. — настоящее состояние).

2. Выясните картину-триггер:

а) определите, какие именно визуальные ключи доступа предшествуют нежелательному поведению (реакции), например, «Когда Вы кусаете ногти — что именно Вы видите/чув-

ствуете/слышите, что подталкивает Вас к необходимости кусать ногти?», «Когда Вы волнуетесь, что Вы видите/слышите/чувствуете, что заставляет Вас волноваться?».

Если человек определит только лишь аудиальные или кинестетические ключи (триггеры), сделайте наложение на визуальный ключ. «Если бы этот звук/чувство было бы картинкой, как бы она выглядела?»;

б) попросите клиента создать большой яркий ассоциированный образ того, что он видит как раз перед началом нежелательного поведения. Откалибруйте его «внешнее поведение» (должно проявиться нежелательное чувство или поведение!) и скажите: «А сейчас на минутку отложите картинку в сторону».

3. Создайте картину нового образа — желаемое состояние.

Скажите клиенту: «Представьте картинку себе, каким

бы Вы были, если бы у Вас больше не было этой трудности. Каким другим человеком Вы бы видели себя, если бы освободились от этого нежелательного поведения?» Убедитесь в том, что он представляет себе диссоциированную картинку себя как другого человека, более способного и имеющего больше выборов. Убедитесь в том, что картинка:

а) отражает новое качество клиента, а не какое-нибудь конкретное поведение;

б) диссоциирована и остается таковой;

в) нравится клиенту и

г) не имеет узкого контекста (здесь просто сделайте фон вокруг образа как можно более размытым).

4. Экологическая проверка.

Скажите клиенту: «Глядя на это изображение самого себя таким, каким Вы хотите быть, подумайте, есть ли у Вас какие-нибудь колебания относительно того, чтобы стать таким человеком?» Используйте любые возражения для того, чтобы изменить образ так, чтобы клиент оказался или стал полностью согласен с новым образом себя.

5. Подготовка к взмаху.

Скажите клиенту: «Создайте большой яркий ассоциированный образ триггера (шаг 2) и поместите небольшую темную картинку желаемого образа себя (шаг 3) в середину этого образа».

6. Взмах.

Скажите клиенту: «Представьте, как картинка желаемого образа самого себя быстро становится больше и ярче, а картина триггера в то же время уменьшается в размерах и становится тусклой и не столь яркой. Затем откройте глаза или сотрите изображение со своего визуального канала, посмотрев на что угодно».

Повторите эту процедуру пять раз, всякий раз ускоряя процесс. Не забудьте делать перерыв после каждого взмаха для того, чтобы последовательность взмаха шла в одном направлении.

7. Проверка.

Скажите клиенту: «Представьте себе ту самую ситуацию: «что происходит?»

Если техника взмаха удалась, то удержать картинку триггера (шаг 2) будет нелегко; естественным путем ее заменит новый желаемый образ себя (шаг 3). Если образ (шаг 2) все еще сохраняется, то надо еще несколько раз проделать этап 6, после чего провести еще одну проверку.

А теперь внимание: не вдаваясь в подробности (о них вы узнаете далее), сообщаем, что эта модель взмаха основывается на размере и яркости и только для 70% людей может приводить к успешному результату. Однако если вы адаптируете технику взмаха к индивидуальности вашего клиента, количество успешных случаев возрастает. О том, как осуществить эту адаптацию, вы поймете, прочитав следующую главу.

V Упрощенные варианты «взмаховых» техник. Очень может быть, что вышеприведенное описание неприятно поразило вас своей сложностью. Не огорчайтесь — после небольшой тренировки оно станет восприниматься вами как простое и естественное. Если же этого не произойдет, никто не мешает вам воспользоваться упрощенными моделями взмаха, которые описал Дж. Грэхэм («Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик»).

Первая из них называется техника приближения. Делается же она так.

Представьте себе, что перед вами стоит проектор для показа слайдов (или кинопроектор, если вы отдаете предпочтение фильму). Этот проектор оборудован специальным объективом, способным приближать или удалять изображение.

Теперь начинайте просматривать черно-белые фотографии или фильм своих, связанных с проблемой, образов. Поскольку этот фильм вы снимали сами, то в кадре вас нет. Учтите, что вам следует концентрировать внимание не на обобщающих картинах всего образа жизни, а на конкретных эпизодах и ситуациях.

Теперь начните понемногу отдалять изображение с помощью объектива. Вскоре картинка на экране превратится в неясное размытое пятно, и вы попробуете приблизить изображение к себе. Пятно начинает разрастаться, занимает собой весь экран и медленно проясняется, превращаясь в совершенно другую фотографию или фильм. На этот раз снимал кто-то другой, и вы видите себя на экране — такого, для которого все это не проблема. Всмотритесь в изображение и поймите, что видите себя изменившимся. Новый — цветной — образ все растет и полностью вытесняет черно-белое изображение.

По мнению Дж. Грэхема, эту процедуру нужно, как и в обычном взмахе, проделать раз пять, каждый раз останавливаясь на приятном, красивом и четком изображении. После каждого повтора необходимо делать перерыв и открывать глаза. По мере того, как вы будете проделывать все это, первый, малоприятный слайд или фильм начнет становиться все более темным и неразборчивым, тогда как второй — все более ярким и отчетливым. Если же довести выполнение упражнения до автоматизма, то в реальной жизни каждый раз на смену неприятному образу (и поведению) будет появляться яркий и светлый образ (и поведение) — результат изменений.

Второе упражнение представляет собой еще одну вариацию на тему взмаха, в которой, правда, вместо образа самого себя вам предлагают насладиться приятной ситуацией. Что ж, это тоже может помочь в основном для создания нового отношения к неприятной ситуации. Хотя будет лучше и полезнее, если на втором слайде окажетесь именно вы — тот, для которого все это не проблема.

Мы условно назвали эту процедуру техникой замены нежелательной ситуации, поскольку сам Дж. Грехем называет ее техникой взмаха, но это все-таки не взмах. Делается она следующим образом.

Представьте себе диапроектор с двойной рамкой. В рамку вставляется два слайда. Один находится перед объективом, второй — сбоку от проектора. Чтобы сменить изображение на экране, достаточно подвинуть рамку так, чтобы второй слайд передвинулся к объективу.

Первый слайд — черно-белый, нечеткий, самого вас на нем нет. Второй слайд — цветной, яркий, отчетливый. Первое изображение удаленное, второе снять крупным планом. На первом слайде — нежелательная для вас ситуация, связанная с чем-то, что вы стремитесь изменить. Как только вы уви-

дите и узнаете ситуацию на первом слайде, немедленно смените слайд. На втором слайде запечатлена ситуация, приятная и приемлемая, думать'о которой вам легко и радостно. Изменение изображения должно быть очень быстрым, как взмах руки.

Таким образом, вы с закрытыми глазами представляете себе первую проблемную ситуацию, а затем очень быстро меняете изображение, как если бы сдвинули рамку со слайдами в диапроекторе. Повторить это необходимо несколько раз.

Все базовые техники, описанные выше, прекрасно «работают» в качестве инструмента «исправления» довольно простых нежелательных программ и реакций. Однако-в случае действительно серьезных нарушений их возможности несколько ограничены (как, кстати, и возможности техники «создание автоматической связи «триггер—ресурс»). И применять их здесь можно (в основном) только для трех целей, уже описанных в вышеприведенных упражнениях. Это:

-> избавления от нежелательных и вредных привычек, в том числе и личностных особенностей клиента.

-> уменьшения и уничтожения воздействия «стрессиру- ющих» и/или вызывающих неэкологичное поведение жизненных ситуациях,

-> создания программы нового поведения в этих самых ситуациях.

Однако для того, чтобы решить действительно сложные проблемы клиентов, этого недостаточно. И одни только базовые техники взмаха в вышеописанных их вариантах не очень-то могут вам здесь помочь. Потому что являются, так сказать, «контекстными». Поясним, что это такое.

V Взмах с использованием внутреннего триггера. Как вы, наверное, уже поняли, любой взмах начинается с триггера, который вы должны как можно точнее определить. С того, что «запускает» нежелательное поведение или состояние. Здесь, очень важным, интересным и полезным моментом является то, что триггер этот может быть не только визуальным, но также и кинестетическим (и даже, аудиальным). Ибо вполне естественно, что «толчком» к нежелательному поведению может выступать и некое внутреннее состояние, вызываемое различными внешними ситуациями.

Например, у нас в качестве клиента была женщина, которая испытывала растерянность всякий раз, когда сталкивалась с хамством прохожих, знакомых, продавцов, начальства и т. д. и т. п. Общим для всех этих ситуаций у нее была именно растерянность, каковую мы немедленно «заякорили» и стали использовать в качестве триггера. А далее с помощью якоря «включали» у этой женщины состояние растерянности, после чего она немедленно вызывала визуальный образ новой сильной себя. Использование внутренних ключей позволяет как бы уйти от контекста — конкретной ситуации, в которой возникали нежелательные поведение или состояние. Здесь применяется техника взмаха, которая уже близка к той, которую можно назвать «внеконтекст- ной» (в отличие от ранее описанных «контекстных»).

V Внеконтекстный взмах. «Контекстный» взмах страдает от двух недостатков. Во-первых, он действительно контекстный, то есть новое «Я» проявляется в основном только в триггерной ситуации. Во-вторых, он преимущественно визуальный, что, естественно, снижает возможности использования этой действительно прекрасной техники для выраженных аудиалов и кинестетиков.

Всех этих недостатков как раз и лишена далее предлагаемая вам техника внеконтекстного взмаха, которую мы называем «голографической». Подобное название обусловлено тем, что в данной технике для создания нового образа себя используются все модальности (полный VAK), что действительно делает этот образ как бы «объемным».

В этой технике снимаются оба вышеупомянутых ограничения. И с ее помощью вы легко можете запрограммировать бессознательное клиента на конкретный и целенаправленный поиск ресурсов (не беспокойтесь — оно это сделает автоматически) по превращению его из слабого и не нравящегося себе в сильного и себя же устраивающего. В любом контексте его жизни и любой области жизнедеятельности.

В технике внеконтекстного «голографического» взмаха вы как бы меняете между собой два образа вашего «Я». И тот, который неэффективен (некомпетентный, несчастный, вечно озабоченный и т. п.), заменяется тем, который экологичен (компетентный, счастливый, расслабленногибкий и т. п.).

Поскольку речь идет именно о целостном — внекон- текстном — образе, при достаточном количестве повторений (так же от 3 до 7, но лучше делить это многократно), бессознательное человека в конце концов перестроит его

«Я», используя все доступные ему ресурсы и не в каких-то конкретных контекстах, а, в целом, для всей его жизни.

Выполняется техника внеконтекстного голографического взмаха следующим образом.

Переведите глаза в положение «визуальное воспоминание» и представьте себя таким, каким Вы себе не нравитесь. На время отодвиньте этот образ в сторону.

Теперь переместите направление взгляда в область «визуального конструирования» и представьте, как должны Вы выглядеть вместо того, каким Вы себе не нравитесь. Закончив визуальное конструирование, несколько раз переместите сконструированный образ в область визуального воспоминания — до тех пор, пока он не станет легко и отчетливо вспоминаться.

Переведите глаза в положение «слуховое конструирование» и представьте слова, которые будете говорить Вы (и которые будут говорить Вам), а также все звуки, которые будут сопровождать вас тогда, когда Вы станете подобны сконструированному образу (то есть станете таким, каким хотите). Переместите слуховой образ в область аудиального воспоминания.

Переведите глаза в положение «внутренняя речь» и почувствуйте то, что Вы будете чувствовать, когда станете таким, каким хотите. Переместите эти ощущения в область кинестезирования.

Отчетливо представив перед собой свой новый образ в едином комплексе репрезентативных систем (полный VAK) необходимое количество раз, сделайте так называемый «взмах по дистанции и цвету» (по М. Аткинсон и материалам мастерского курса НЛП ИГИСП), для чего:

а) сделайте ненравящийся (ключевой) образ близким и цветным,

б) поместите маленький черно-белый «нравящийся» образ себя вдалеке от себя,

в) когда вы производите взмах ключевой (ненравящийся) образ должен быстро уйти вдаль, уменьшаясь в размерах и теряя цвет. Одновременно желаемый (нравящийся) образ себя придвинется к Вам, станет большим и этот самый цвет обретет.

Повторите взмах пять раз и проверьте. И, конечно же,

, не забудьте делать перерыв и очищение экрана в конце каждого взмаха.

Не будем скрывать: идея внеконтекстного взмаха родилась до и вне нейролингвистического программирования (НЛП просто довело ее до совершенства). Так что в качестве домашнего задания можете предложить клиенту продолжать изменять себя с помощью двух упрощенных вариантов внеконтекстного взмаха: техникой экранного расщепления Г. Шпигеля и/или техникой двойного зеркала (по Дж. Грэхему; «Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик»).

В первом случае ему нужно будет сделать следующее.

Закройте глаза и представьте большой (или не очень) экран на какой-либо стене Вашей комнаты. Разделите его на две половины, и на одной половине увидьте себя в настоящем состоянии (негативном): например, больным, напряженным и встревоженным; а на второй половине — в желаемом состоянии (позитивном): например, здоровым, расслабленным и спокойным. Затем четко и уверенно скажите себе, каким вы предпочитаете видеть себя; соберите все чувства того из Вас, который вам больше нравится, и возьмите эти чувства с экрана.в свою жизнь, оставив того из Вас, который Вам не по душе, в другой части экрана. Затем представьте, как хорошо быть таким (или действовать так) в любой ситуации.

Во втором случае клиенту надо тоже вначале закрыть глаза, а далее действовать по нижеприведенному алгоритму.

Представьте себе, что Вы стоите между двух больших зеркал. В зеркале за спиной Вы представляете себя таким, каким есть — без изменений (НС). Этот ваш нежелательный образ себя тает, становится бесцветным и бесформенным, а после вовсе исчезает. Когда это произойдет, обратите внимание на стоящее перед Вами зеркало, в котором Вы видите себя таким, каким хотите стать (ЖС). Отражение это яркое, цветное и полное жизни. Оно нравится Вам все больше и больше, и Вы начинаете приближаться к нему...

Существует еще целый ряд «взмаховых» техник, с двумя из которых мы вас познакомим. Описания этих техник взяты из материалов мастерского курса НЛП М. Аткинсон - ИГИСП.

V Улучшение состояния повторением взмахов. Сиюминутные или текущие негативные состояния, с которыми зачастую приходит на консультирование клиент, могут ощутимо мешать вашей и его работе. Избавиться от них можно,

воспользовавшись еще одним вариантом взмаха: техникой улучшения своего состояния повторением взмахов.

Делается она так.

1. Закройте глаза и постарайтесь увидеть впереди вас большой, яркий, ассоциированный образ Вашего настоящего положения (то есть просто всего того, что вы видели перед тем, как закрыть глаза). В правом нижнем углу поставьте маленькую, смутную картинку себя — в том же контексте, но другого: более здорового, веселого, уверенного, отдохнувшего и т. д. и т. п.

2. Произведите взмах и откройте глаза.

3. Повторите вышеуказанное (шаги 1 и 2) три раза.

4. На третий раз вступите в картинку себя более здорового, веселого, уверенного, отдохнувшего и т. п. Посмотрите глазами этого персонажа на то, что видите, и сделайте в углу этой картины маленькую, темную картинку себя, но даже еще более здорового, веселого, уверенного, отдохнувшего и т. д. и т. п. Произведите взмах и вступите в нее опять.

5. Произведите шаг 4 десять раз. И оставьте последнюю картинку диссоциированной (то есть пусть этот здоровый, веселый, уверенный или отдохнувший вы останется перед вашими глазами).

V Построение цепочек взмахов. Однако можно вывести клиента из даже весьма серьезного проблемного неприятного состояния, как говорится, раз и навсегда — так, чтобы всякий раз, когда оно наступало, его мозг автоматически переходил в новый режим. В принципе, это, конечно, похоже на взмах с кинестетическим триггером. Но поскольку болезненные состояния имеют весьма устойчивый характер, будет лучше, если Вы сделаете это «не единым взмахом», а постепенно — через ряд (последовательность) переходных состояний с помощью техники цепочки взмахов. Контекст (ситуация) остается здесь одной и той же в течение всей цепочки.

Нижеприведенный пример приводится для создания «классической» цепочки «колебания/растерянность -» скука -» нетерпение ^ буйное желание -> «приступаю к исполнению». Но вы можете конструировать любую последовательность состояний в цепочке, исходя из ситуации консультирования.

/. Сначала посмотрите, что Вы видите в ситуации (контексте), в которой вы колеблетесь или растеряны.

2. В углу этой картины увидьте себя скучающим, сделайте эту (скучающую) картинку большой и яркой и вступите в нее.

3. Увидьте себя в углу нетерпеливым, сделайте эту картинку большой и яркой и вступите в нее.

4. В углу увидьте себя с буйным желанием, сделайте эту картинку большой и яркой и вступите в нее.

5. Увидьте себя в углу, приступающим к исполнению. Сделайте эту картинку большой и яркой, но сохраните эту последнюю картинку диссоциированной и откройте глаза. Напоминаю последовательность смены состояния:

а. Растерянность,

б. Скука,

в. Нетерпение,

г. Буйное желание,

д. Приступайте к этому!

6. Проверка. Подумайте о реальных ситуациях, в которых Вы колеблетесь или чувствуете себя растерянным. После того, как Вы вспомните о них, ваши состояния должны пройти по цепочке к «приступайте к нему». Или используйте как своеобразный тест так называемую подстройку к будущему. То есть представьте или вообразите, как все'будет в следующий раз, когда Вы встретитесь с одной из тех ситуаций, когда вы обычно чувствуете себя колеблющимся или растерянным. Если техника цепочки взмахов была сделана Вами правильно, очень скоро вы почувствуете желание «приступить к этому»...

Создание Сильного Себя. Главное, что нужно для того, чтобы человек мог стать хозяином своей жизни, — это внутренняя сила. Которая, по мнению психологов и психотерапевтов, проистекает из соответствующего образа себя, разумеется, сильного. Именно поэтому создание нового — сильного! — образа самого себя является одним из важнейших итогов любой психотерапии, в том числе и основанной на неиролингвистическом программировании. Потому что именно этот образ выступает в качестве даже не фундамента, но каркаса или скелета новой личности, вокруг которого (которых) и будет построено или на- рощено все остальное.

В НЛП разработано множество техник создания Сильного Себя. С частью из них вы познакомитесь, углубляя

свои знания в нейролингвистическом программировании.

Но уже сейчас, завершая рассказ о методе взмаха, мы сообщим вам о двух, весьма близких ему и тоже основанных на преимущественно визуальном конструировании, техниках.

Первая из них называется техника «-Генератор нового поведения». А предназначена она для того, чтобы сделать себя или другого «ситуативно совершенным» — то есть настроить мозг человека на наилучшие способы деятельности в конкретной ситуации.

Для начала определите, в чем именно поведение или деятельность клиента его не устраивает (что там не так?).

Ну а после этого предложите ему сделать следующее (по материалам тренинга М. Аткинсон «Стратегия продаж» — ИГИСП).

Создайте и диссоциированно проиграйте внутренний сценарий, в котором Вы видите, что Вы ведете себя так, как Вам нравится. Если сразу это не получается, для начала пусть это будет Ваш знакомый или герой кинокартины, романа и т. д., справляющийся с ситуацией так, как вам хотелось бы. Когда герой, исполняющий «главнуюроль в сценарии», выбран (может быть, это вы или другой человек), просмотрите этот фильм от начала до конца. А после поместите себя в этот образ и сделайте все необходимые изменения, чтобы теперь именно Вы заняли место главного героя, и просмотрите фильм заново. Получилось? Если нет, попробуйте еще раз, чтобы внести эффективные изменения.

Добавьте звуковое сопровождение. Каким Вы хотите слышать звучание своего голоса? Проверьте, так ли он звучит. Если нет, сделайте нужные изменения.

Войдите в новый образ себя. Сейчас, когда Вы в своем новом образе, подвигайтесь в нем, как бы примеряя его на себя.

Чувствуете ли Вы себя так, как Вам хотелось бы? Смотря изнутри этого образа, проверьте, действуете ли Вы так, как хотели? Когда это новое поведение достаточно подробно изучено и принято, заякорите его, а затем сделайте проверку.

Вторая техника построения Сильного Себя называется довольно своеобразно: единения ожиданий. Это немного странное название (автор описания — все та же М. Аткинсон, а источник — материалы Мастерского курса НЛП — ИГИСП) принадлежит очень мощной и довольно сложной психотехнологии, которая, однако, является прекрасным способом создания целостного и комплексного образа Сильного Себя.

В данном случае мы приводим классическое описание этой техники единения себя, взяв за основу столь знакомое всем состояние тревоги.

1. Создайте карту образа самого себя.

-> Изобразите себя так точно, как можете.

-> Определите качества, которые хотели бы иметь.

-> И найдите в прошлом личный опыт, связанный с каждым качеством.

Обнаружьте визуальные ключи, поведенчески специфичные для каждого качества, например, подходящие смены дыхания или изменения позы, специфические жесты, черты и цвет лица. «Добавьте» в свою картинку другого человека, который поддержит и увеличит эти желаемые черты. Теперь «запустите кино», наблюдая, слушая и ощущая свое взаимодействие с этим человеком при демонстрации желаемых качеств.

2. Отрепетируйте и предвосхитите (подстройте к будущему) образ Сильного Себя в разных сценариях.

-> Во-первых, прокрутите фильм о Сильном Себе, приукрашивая и увеличивая все поведенчески-специфические ключи.

-> Теперь сместите детали фона в своем кино в позитивную, не вызывающую тревоги ситуацию, и понаблюдайте, послушайте, почувствуйте, как образ Сильного Себя как бы прогрессирует в сцене от начала к концу, и ценные качества проявляются все ярче и ярче.

-> Повторите фильм о Сильном Себе, действующем в нейтральной или рутинной ситуации.

-> Повторите его же, но для прежней, тревожной, ситуации. Запустите кино, но уже с Сильным Собой, владеющим ситуацией и взаимодействием.

3. Сделайте карту образа Сильного Себя автоматической привычной реакцией на тревогу или стресс.

-> Не используя вашу новую карту образа Сильного Себя, представьте ситуацию тревоги или стресса.

-> Отметьте и определите ваши собственные специфические физиологические сигналы нарастающей тревоги. Это может быть скованность или напряжения в теле, сухость во рту, изменение тона голоса, учащение дыхания, быстрое сердцебиение и т. д.

-> Когда индикатор тревоги отобран, воспроизведите его еще раз, включая кинофильм со своей тревожной ситуацией. Затем немедленно переключитесь на свой образ Сильного Себя, действующего и взаимодействующего по ранее отрепетированному сценарию. Проделайте это

по крайней мере 10 раз до тех пор, пока индикатор стресса автоматически и привычно не будет вызывать в голове образ Сильного Себя.

4. Подстройте к будущему и отрепетируйте ваши будущие цели, используя образ Сильного Себя.

-> Начните с изображения образа Сильного Себя в прежде отрепетированных сценариях.

-> Разверните как картину или фильм новый фон, изображающий идеальные цели несколько месяцев или лет спустя. Продумайте, представьте: Кто там? Все ли там выполнено? Как точно это выглядит?

-> Шагните в это свое будущее и, находясь там как бы в настоящем времени, определите и заметьте, что это за ощущение достигнутой цели. Запомните это чувство успеха и обогатите его другими сенсорными признаками (звуки, запахи, вкусовые ощущения, ритм, температура, яркость, красочность и т. д.).

-> Пребывая все еще в своем будущем, как если бы это было сейчас, помечтайте наяву, как Вы, оглядываясь назад, обозреваете шаги, предпринятые для достижения цели. Это может выглядеть, как серии фильмов о Вашем сильном образе себя.

-> Наконец, закончите работу, повторяя и оценивая ваши будущие чувства и картину успеха, как если бы она уже состоялась сейчас.

-> Теперь немедленно переориентируйтесь в настоящее, принеся с собой Ваш опыт успеха.

Упражнение 36.

-> Составьте список ваших основных неэкологичных состояний, реакций и способов поведения и попробуйте для каждой из них (последовательно) осуществить взмах.

Упражнение 37.

-> Выберите любую область вашей жизнедеятельности, определите, каким именно вы хотите в ней стать, создайте два соответствующих образа (- и +) и потренируйтесь в техниках -> экранного расщепления и -> двойного зеркала.

Сделайте для себя это упражнение привычным и регулярным.

Упражнение 38.

-> Используя все, что вы на настоящий момент узнали о НЛП, осуществите внеконтекстный голог







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 1438. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия