Студопедия — Так что же с MIDI?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Так что же с MIDI?






Предположим, стоит задача сымитировать звучание естественно сбалансированного состава. В этом случае, по идее, достаточно одного параметра Velocity: скорость нажатия клавиш определяет текущий динамический оттенок (форте или пиано) партии. Однако при совместном звучании партий в мультитембральном тон-генераторе их относительный баланс чаще всего неудовлетворителен и требует дополнительной регулировки.

Связано это с тем, что при создании пэтчей не учитывается реальная акустическая мощность инструментов. Ранее говорилось о рекомендованном соотношении значения динамики (Velocity) и выходного уровня сигнала. Так вот, для всех пэтчей оно одно и то же. Это значит, что при игре с одной и той же динамикой, например, партии клавесина и трубы, выходной уровень обоих партий будет примерно одинаковым, чего в реальной жизни быть не может (труба намного громче клавесина). В принципе, такого несоответствия можно избежать, уменьшая выходной уровень семплов в настройках акустически тихих программ, но это не выход. Во-первых, при прочих равных условиях ухудшится соотношение сигнал/шум, а во-вторых, при имитации несбалансированного ансамбля такая поправка в уровне будет только мешать.

Итак, параметра Velocity для выстраивания баланса нескольких партий недостаточно. На помощь приходит сообщение MIDI Volume (контроллер СС#7/СС#39), которое задает громкость звучания на MIDI-канале. Его действие можно сравнить с фейдером канала в микшерском пульте. С какой бы динамикой не извлекал звуки исполнитель, уровень партии в миксе будет зависеть от положения фейдера. Говоря языком MIDI — какая бы скорость нажатия не использовалась, выходная громкость партии будет зависеть от значения MIDI Volume.

В современных тон-генераторах тембр при увеличении динамики, как правило, изменяется (становится ярче). Применяя совместно Velocity и MIDI Volume, можно получить любые сочетания "яркость/громкость". Например, максимальное значение Velocity при небольшой громкости канала создает впечатление очень яркого по тембру, но тихого инструмента.

В мультитембральном тон-генераторе после отстройки относительного баланса партий (с помощью сообщения MIDI Volume) может потребоваться регулировка общей громкости устройства (уровня мастер-выхода). Для этого чаще всего используется сообщение SysEx Master Volume (поговорим в следующей статье), иногда — значение громкости одного из каналов или контроллера типа General Purpose.

Большинство устройств игнорируют LSB в сообщении MIDI Volume и позволяют производить только грубую настройку (128 уровней), посредством MSB (контроллер CC#7). Некоторые старые синтезаторы на сообщение MIDI Volume не реагируют.

Бок о бок с сообщением громкости канала идет сообщение экспрессии (Expression, СС#11 / CC#43). Его название может сбить с толку, поскольку прямой перевод с английского (expression — выразительность) — довольно расплывчатое понятие. Многие в этой связи склонны ожидать от контроллера экспрессии какую-либо тонкую настройку пэтча (например, посредством фильтров) или других чудес. На самом деле все гораздо проще.

Слово Expression как музыкальный термин соответствует понятию "нюанс" русской музыкальной терминологии, которое означает, прежде всего, динамический нюанс исполнения — форте, пиано и т. д. Таким образом, контроллер экспрессии предназначен для дополнительного управления громкостью MIDI-канала. Как и в случае с сообщением MIDI Volume, большинство тон-генераторов допускают только грубую настройку экспрессии (128 уровней) посредством MSB (контроллер CC#11).

При максимальном значении экспрессии громкость канала равна текущему значению MIDI Volume. При уменьшении экспрессии начинается уменьшение результирующей громкости. Когда экспрессия равна нулю, громкость канала также равна нулю; когда экспрессии "половина", то и громкость канала равна половине от текущего значения MIDI Volume.

Зачем нужно такое двухуровневое управление громкостью? Для удобства. Довольно часто требуется плавное нарастание или затухание звука (крещендо или диминуэндо) в каком-либо месте партии. Предположим, что для этой цели у нас есть только контроллер MIDI Volume. С помощью него мы создаем кривую нарастания звука, которая имеет довольно затейливую форму. В соло нарастание звучит хорошо. Но в миксе партия теряется. Как быть? "Поднять" всю кривую. Это значит, что каждое событие об изменении громкости канала должно быть пересчитано в сторону увеличения, а это не всегда делается легко и быстро. Кроме того, может просто не хватить запаса по громкости: если некоторые события MIDI Volume на кривой уже имеют большое значение, например, 120, то поднять всю кривую более чем на 7 пунктов не получится. А партия все равно может звучать недостаточно громко...

Гораздо проще управлять динамикой внутри партии с помощью сообщения экспрессии, а с помощью MIDI Volume балансировать партию со всеми остальными. Тогда в нашем случае задача упрощается: нужно только увеличить общую громкость канала, а кривая нарастания останется неизменной.

Исходя из этого, протокол MIDI рекомендует использовать сообщение MIDI Volume только для общей балансировки партий, один раз в самом начале аранжировки, а динамические изменения в процессе звучания производить с помощью сообщения экспрессии.

Еще один пример. Предположим, мы отстроили баланс партий рояля и баса так, что партия рояля имеет громкость 110, а баса — 90. Теперь, если в какой-то момент времени понадобится, скажем, уменьшить громкость обеих партий в два раза, достаточно послать на оба канала сообщение экспрессии со значением 64. После этого громкость рояля станет равна 55, а баса — 45. Можно представлять себе контроллер громкости как фейдер канала в микшере — с помощью него производится статическая балансировка. Экспрессия в данном случае является аналогом группового фейдера, с помощью которого изменяется громкость нескольких дорожек, с сохранением относительного баланса между ними.

Сообщение MIDI Volume обычно производится слайдером громкости на передней панели инструмента, для сообщения экспрессии может использоваться педаль. Однако записывать в секвенсор лучше только сообщения экспрессии, поскольку сообщение MIDI Volume должно появляться на канале один раз в самом начале аранжировки. Если инструмент позволяет, лучше настроить его так, чтобы вместо СС#7 передавалось сообщение экспрессии. А можно использовать возможность переназначения контроллеров в секвенсоре. После записи всех партий сообщения громкости канала вводятся вручную, в процессе отстройки баланса.

Теперь пример. Мы работаем на десятом MIDI-канале и выставляем уровень громкости на 100 (чаще всего это значение используется по умолчанию), а экспрессию на 120. Наш тон-генератор понимает только грубую настройку посредством MSB. Последовательность байт изображена на рис. 41.

 

Протокол MIDI рекомендует логарифмическую зависимость уровня сигнала на выходе MIDI-канала от значений громкости и экспрессии. Если тон-генератор на экспрессию не реагирует, она считается максимальной, и формула приобретает вид, показанный на рис. 42_1а для случая, когда используется грубая настройка посредством MSB (CC#7), и на рис. 42_1б, если используется тонкая настройка (MSB:LSB, CC#7/CC#39). Если устройство реагирует на экспрессию, то значения громкости и экспрессии перемножаются: рис. 42_2а при грубой настройке обоих параметров, рис. 42_2б — при тонкой.


Трехмерный график на рис. 43 наглядно иллюстрирует эту зависимость. Под графиком приводится таблица с несколькими значениями контроллеров и выходным уровнем канала.







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 723. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия