Студопедия — Разновидности житий. Композиция.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Разновидности житий. Композиция.






НИИ нейрохирургии в Москве, на его территории установлен бюст Бурденко,

Воронежская государственная медицинская академия,

Главный военный госпиталь,

специализированный санаторий для лечения спинальных больных в городе-курорте Саки,

факультетская хирургическая клиника Медицинской академии имени И. М. Сеченова,

Пензенская областная клиническая больница (1956). В 1958 году на территории больницы был установлен бюст учёного работы скульптора А. А. Фомина. К 100-летию со дня рождения Бурденко, в 1976 году деревянный дом его родителей, в котором прошли детские и юношеские годы учёного, был перенесён с бывшей Чембарской улицы (с 1947 года — улица Бурденко) на территорию больницы. В этом доме был создан мемориальный музей. В Пензе проводятся научные медицинские чтения, посвящённые памяти Н. Н. Бурденко.

Улицы в Москве, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Воронеже и Пензе.

 

 

Использованные сайты:

1.http://russiannurse.ru/index.php/biografiy-/87-burdenko/98-2011-03-26-19-28-17.html

2.www.okrae.odbvrn.ru

3.www.phenomenonsofhistory.com

4.russiannurse.ru

5.zp-encyclopedia.ucoz.ua

6.www.necropol.org

7.partizzan1941.ucoz.ru

8.novodevichiynecropol.narod.ru

9.www.communa.ru

10. www.innoros.ru

Разновидности житий. Композиция.

Основная часть житий – не оригинальны, а переведены с греч. Жития святительские – посвящены преподобным и святителям.

Житие д. состоять из трех частей. Открывается вступлением, где описываются причины создания. Далее – основная часть – повествование о святом, смерти и посмертных чудесах. Завершение – похвала святому.

Первые русские жития. Древнейшие русские агиографические памятники – два жития князей-страстотерпцев – Бориса и Глеба. В «Сказании о Борисе и Глебе» рассказывается о вероломном убиении братьев-князей их старшим сводным братом Святополком. Последний во имя власти отдает приказ убить их. Повествование исполнено психологизма. Подробно описываются душевные борения, скорбь и страх святого в преддверии безвременной смерти. В то же время Борис желает принять смерть подобно Христу. Сцены убиения далеки от правдоподобия. Святые произносят пространные молитвы. Посланцы Святополка не прерывают этих молитв-плачей и убивают святых, когда они заканчивают молиться.

Молитвы святых построены по всем правилам красноречия. Основная мысль – сожаление о грядущей смерти и готовность принять ее. Князь Глеб произносит трогательную речь убийцам о пощаде. Святые смиренно принимают все и молятся за убийц, сохраняют в душе любовь к ним. Им противопоставлен Святополк. Им чужды мысли о земной славе и могуществе. Святополк охвачен жаждой власти, а святые – вручают себя Богу.

Житие Феодосия Печерского. Составлено Нестором в соответствии с житийным каноном. Начинается со вступления. Далее – о юности Феодосия, стремившемуся посвятить жизнь Богу. Покинув дом, становится монахом Киево-Печерской обители. Нестор уподобляет его основателю христианского монашества Антонию Великому. Черты Феодосия – полная посвященность собственной воли и уверенность в божественной помощи, отказ от земных забот, ощущение близости с Христом, смирение, трудничество, прилежание, всепрощающая любовь к ближнему, обличение неправды.

Житие Алексея человека божия. Начало – рассказ о рождении в Риме будущего святого от знатных родителей, о его приверженности к учению, о бегстве из дома. Угождает Богу, живет как нищий. Слуги издеваются над ним. Он от благочестивых родителей. Черты жития: родители, аскетизм, блаженная кончина, посмертные чудеса (исцеления у гроба). В житии есть диалоги, лирические плачи-монологи. В изложении есть элементы украшенного риторического стиля вместе с авторским лиризмом.

6. Анонимное «Сказание о Борисе и Глебе». Особенности жанра и стиля

7. Проповедническая литература XI-XII вв. «Слово о законе и благодати»

Митрополит. 1051 г. – великий киевский князь Ярослав Мудрый, сын Владимира Святославовича, поставили Иллариона в митрополиты. Это решение – шаг к освобождению Русской Церкви от административного влияния Церкви Византийской. Лучший церковный оратор Киевской Руси.

«Слово о законе и благодати». Композиция «Слова»: три части. В первой Илларион противопоставляет Ветхий и Новый Заветы – Закон и Благодать. Закон отождествляется с Ветхим Заветом, он консервативен и национально ограничен. Автор пользуется приемом сравнения, говоря о Законе. Он уподобляет Закон тени, свету Луны.

Закону противопоставлена Благодать, с которой Илларион связывает образ Иисуса. Ветхий Завет – рабство, Новый – свобода. Проповедник сравнивает Благодать с солнцем, светом и теплом.

Во второй части «Слова» рассказывается о принятии христианства русским народом. Тема сужается. Говорится о судьбе народа.

В третьей части тема еще более сужается. Речь идет о человеке, благодаря которому было крещение Руси. Илларион напоминает, что все страны, ставшие христианскими, имеют своих учителей: Римская земля – апостолов Петра и Павла. Учитель русской земли – Владимир. Он причисляет его к лику святых, представляет как героя христианства, настоящего подвижника.

Заканчивается «Слово» молитвой за всю Русскую землю.

Одни исследователи считают, что пафос «Слова» - полемика с иудаизмом, основанном на ВЗ. «Слово» построено по ступенчатому принципу – от общего к частному. Можно найти все приемы красноречия, к которым прибегали ораторы древности – напр. Иоанн Златоуст, Василий Великий (метафоры, антитезы, повторы, риторические вопросы). Много тут цитат из НЗ и ВЗ. Написано оно библейским, книжным языком.

Особенности жанра торжественной проповеди. Утверждение на Руси христианства сопровождалось развитием проповеднической, поучительной литературы. Проповедь обращена к широкому кругу читателей и слушателей, излагала элементарные основы христианской морали, религии. Говорилась простым языком. Отсутствовали отвлеченные философские элементы, образность выражения, стилистическая окрашенность речи. Не занимала никакого места в литературном процессе. Другое дело – проповедь торжественная, риторически украшенная, дававшая образцы ораторского искусства. Такая проповедь в древности была одновременно и фактом и фактором лит. развития. Илларион – замечательный ее представитель.

8. Русская летопись. Идеи и образы «Повести временных лет»

Идеи. Не просто рассказать о прошлом Руси, но и определить место восточных славян среди европейских и азиатских народов. Летописец подробно рассказывает о расселении славянских народов в древности, о заселении восточными славянами территорий, которые позже войдут в состав Древнерусского государства, о нравах и обычаях разных племен. В «ПВЛ» подчеркивается не только древность славянских народов, но и единство их культуры, языка и письменности. Из летописи видно, как складывается и крепнет Русь, расширяются границы, мрут враги. Летописца заботит судьба всей Русской земли, городов и князей. Важнейшим событием в истории Руси летописец считает принятие христианства. Рассказ о первых русских христианах, о распространении новой веры, стройке храмов, появлении монашества, успехах христианского просвещения занимает в «ПВЛ» центральное место.

С середины XI в. Древнерусское государство начало дробиться на отдельные княжества и земли. Умножились междуусобицы. Все это не могло оставить летописцев равнодушными. Заключительная часть «ПВЛ» пронизана мыслью о необходимости согласия между русскими князями, о том, что взаимная ненависть князей – тяжкий грех, преступление против Господа.

Русская летопись проникнута высокой идеей служения родной земле, заботой о ее благополучии, ревностным отношением к ее чести и достоинству. Призывы постоять за родную землю. Стояние за Русскую землю – до страдания и смерти за нее – неразрывно связывается в летописи с сознанием рыцарской чести и жаждой воинской славы, уважением к традициям отцов и дедов. Проходит настойчивая проповедь братолюбия и единения князей в борьбе с внешними врагами. В летописи нашла свое отражение классовая борьба, происходившая в Киевском государстве. Летописец прямо не высказывает своего отношения к восставшим киевлянам.







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 629. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.023 сек.) русская версия | украинская версия