Студопедия — Литдвижение 90х
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Литдвижение 90х






Кроме известных черт русского реализма – народности, гуманистического пафоса, социального критицизма – общность гносеологической основы творчества. Исходный пункт мировосприятия – представление о единстве, живой связности бытия во всем его многообразии и противоречивости. Постичь истину, значит понять бытие как целое. Смысл жизни открывается в органической совокупности ее явлений, и этот смысл есть, несмотря на несовершенства, хаос, трагизм современной жизни, и связан он с коренными, вечными началами мира.

Ориентация на познание целого обусловила стремление реализма к синтезу в художественном исследовании и изображении жизни. Свидетельство того, помимо эпических тенденций в поэзии и драматургии, - выдвижение и невиданный триумф русского романа в 1850 – 1870-х годах.

Целое для реалиста не было умозрительной категорией, это сама плоть народа, общества, его история, то еcть целое в его природно-социальной конкретности, естественных связях и целесообразном движении. Русский классический реализм – это реализм исторический.

К 80-м годам такой реализм оказывался для литературы пройденным этапом.

В 80-е годы все формы общественного быта «переворотились» и невозможно было представить, когда и как они уложатся в какой-нибудь порядок. Никакое воззрение, никакая из авторитетных идей не могли осветить этого хаоса, дать отчетливую и осмысленную картину происходящего. «Мы живем в смутное, туманное время, писал об этой поре журнал «Русское богатство». – Ни день, ни ночь… Почва колеблется под ногами, будущее – темно».

Внимание сосредоточивалось на факте, на его ближайшем значении, на сегодняшнем смысле.

Такая ориентация придавала и публицистической деятельности, и художественному изображению жизни эмпирический характер. Меняется изображение человека в прозе. При психологическом и бытовом правдоподобии, подчас даже большем, чем у реалистов-классиков, этот человек перестал быть воплощением свободного духа, способного вмешиваться в мир и преобразовывать его. Герой не несет новую идею, он не движим всепоглощающей страстью, не тоскует об идеале – он целиком воплощает тенденцию действительности оставаться самой собою.

Здесь есть «старосветский» быт, но без гоголевской поэзии; есть жизнь «маленького человека», но без тех страданий, без потрясающих душу драм, среди которых нашла его литература в 1830 – 1840-е годы. Все стало терпимей, приемлемей, но и страшнее в своей спокойной мизерности.

В это время создавали свои произведения такие писатели, как: П.Д.Боборыкин (1836 –1921) – «В путь-дорогу», «Жертва вечерняя»; Д.Н.Мамин-Сибиряк (1852 – 1912) – «Уральские рассказы», романы «Приваловские миллионы», «Золото», «Братья Гордеевы», «Горное гнездо»; «Аленушкины сказки», «Серая шейка» и др.; В.М.Гаршин (1855 –1888) – «Четыре дня», «Трус», «Денщик и офицер», «Из воспоминаний рядового Иванова», «Ночь», «Красный цветок», «Надежда Николаевна»; В.Г.Короленко (1853 – 1921) – «Река играет», «Фабрика смерти», «Слепой музыкант», «Смиренные»; А.П.Чехов (1880 – 1904) – «Степь», «Огни», «Скучная история», «Остров Сахалин» и др.

Нередко в стихах 80-90-х годов можно встретить отзвуки лермонтовских мотивов и настроений. Интерес к его романтической лирике (как и к творчеству Пушкина и вообще к поэтам первой половины века) заметно возрос в ту пору. Но никому из поэтов не удавалось приблизиться к высотам лермонтовской поэзии, совмещающей беспощадное отрицание с могучим жизнелюбием, энергию и живописность стиха с точностью и глубиной мысли. Чувства разочарования, безнадежности, «гражданская скорбь», душевная надломленность не знают исхода и создают в поэзии общую атмосферу трагичности, мрачного и «больного» времени.

Поэзия этой поры была представлена такими именами, как: С.Я.Надсон (1862 –1887), П.Ф.Якубович (1860 – 1911), А.Н.Апухтин (1840 – 1893), К.К.Случевский (1837 –1904), К.М.Фофанов (1862 –1911) и другие.

Самые яркие и самобытные явления в драматургии 80-90-х годов связаны с творчеством А.Н.Островского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова.

С 1880 – 1884 годы Островский создает свои последние пьесы: комедии «Невольницы», «Таланты и поклонники», «Красавец-мужчина», «Без вины виноватые» и другие.

Лев Толстой пишет пьесу «Плоды просвещения».

Создателем драматургии, новаторской для русской литературы XIX века, становится А.П.Чехов.

 







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 315. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.027 сек.) русская версия | украинская версия