Антропология в философииЧто же есть человек? Философская антропология – философское учение о человеке. В философии Древней Греции господствовал космологизм в понимании человека. Философы Милетской школы утверждали: человек содержит в себе все основные элементы стихии, космоса. Протагор: «Человек – мера всех вещей». Пифагор различал в человеке бессмертную душу и тело. Аристотель рассматривал человека как политическое животное, вершину мировой иерархии: с одной стороны он внутренне связан с природой, а с другой – противостоит ей, поскольку в нем есть душа – причина и начало человеческого тела. Европейская средневековая философия, опираясь на христианскую традицию, выдвигала на первый план религиозно-моральные проблемы человеческого существования, разрабатывала проблему соотношения между Богом и человеком. Важнейшим для человека является спасение, которое христианство понимает как восхождение несовершенной личности к совершенной – Богу. Оригинальность эпохи Возрождения состоит в отбрасывании каких-либо принципов ограничения земного развития человека. Человек оторвался от бога и теперь верит в себя. Превыше всего он ставит своеобразие и уникальность индивидуума. Философия Нового времени считала истинно человеческим в человеке то, что делает его представителем всего человечества, поэтому сконцентрировала внимание на его всеобщей природе, социальной сущности, универсальности. Для немецкой классической философии определяющим являлось представление о человеке как субъекте духовной деятельности, который создает мир культуры и является носителем общего идеального начала, духа, разума. Исходным пунктом марксистского понимания человека является трактовка его как производной от общества, он – продукт и субъект общественно-практической деятельности. В начале ХХ века в философии осуществился своеобразный антропологический поворот – проблема человека стала неотъемлемой частью исследования практически всех философских направлений. Биологическое:
Социальное:
|