Обретения взаимопонимания
Важным критерием того, насколько сохранилась эмоциональная структура внутреннего мира наркомана, является его реакция на юмор. Юмор — прекрасное средство для обретения взаимопонимания. Юмор является своего рода тестом на способность человека к быстрой переоценке ценностей, к множественности точек зрения на свою проблему. «Существо смеха связано с раздвоением. Смех открывает в одном явлении другое, не соответствующее: в высоком — низкое, в духовном — материальное, в торжественном — будничное, в обнадеживающем — разочаровывающее. Смех делит мир надвое, создает бесконечное количество двойников, создает смеховую «тень» действительности, раскалывает эту действительность. Таким образом смех заключает в себе разрушительное и созидательное начала одновременно. Смех нарушает существующие в жизни связи и значения. Смех показывает бессмысленность и нелепость отношений, существующих в социальном мире; отношений причинно-следственных, отношений, осмысляющих существующие явления; условностей человеческого поведения и жизни общества. Смех «оглупляет», «вскрывает», «разоблачает», «обнажает». Но смех имеет и некое созидательное начало, хотя и чисто психологическое. Смех дает человеку ощущение своей «сторонности», незаинтересованности в случившемся и происходящем. Смех лечит душевные травмы, облегчает человеку его трудную жизнь, успокаивает. Одной из самых характерных особенностей средневекового смеха является его направленность на самого смеющегося. Смеющийся чаще всего смеется над самим собой, над своими злоключениями и неудачами. Смеясь, он изображает себя неудачником, дураком. В каком-то отношении «дурак» умен: он знает о мире больше, чем его современники. Древнерусский юродивый также выступал в роли «дурака». Поступки, жесты и слова юродивого одновременно смешны и страшны, они вызывают страх своею таинственной, скрытой значительностью и тем, что юродивый, в отличие от окружающих его людей, видит и слышит что-то истинное, находящееся за пределами обычной видимости и слышимости. Функция смеха — обнажать, обнаруживать правду, сбрасывать с реальности покровы этикета, условностей, искусственного неравенства, всех мирских заблуждений. При этом «дурость» — это та же нагота по своей функции, это обнажение ума от всех условностей, от всех форм, привычек. Поэтому в широком общественном мнении считалось, что говорят и видят правду именно нищие духом. Они честны, правдивы, смелы. Они веселы, как веселы люди, ничего не имеющие в этом мире, от всего добровольно отказавшиеся. Поэтому они не понимают никаких условностей. Они правдолюбцы, близкие к святости. Смех не только щит против гордыни, против преувеличения своих заслуг перед Богом, но и против всякого страха». [67] Шутя, рассказывая различные смешные истории, мы можем видеть, способен ли человек быстро реагировать на сообщение, т.е. сохранилась ли в нем способность творчески мыслить для того, чтобы понять смысл произносимого вами.
|