Смысл сообщения или действия заключаются в реакции, которую оно вызывает«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте вы с ними» (Матф. 7, 12). Хочешь быть понятым — говори понятно, но прежде всего не для себя, а для собеседника. Одна древняя пословица гласит: «Истина не в устах говорящего, а в ушах слушающего». Если человек исходит из того, что именно реакция другого человека, а не правильность своих слов или действий определяет смысл его сообщения, он обращает внимание на эту реакцию, и если сообщение не достигло желаемого результата, делает его по-другому, подыскивая для конкретного человека (или аудитории) наиболее подходящие формы изложения. Итак, смыслом наших слов или действий относительно другого человека является его реакция, а не наши намерения. Апостол Павел, предполагая, какую реакцию вызовут его слова в той или иной аудитории, строил свою речь и свое поведение соответствующим образом: «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор. 9, 20-22). Для того чтобы достигнуть цели общения, можно мысленно “влезть в шкуру” этого человека и представить, какое влияние оказали бы на него те или иные слова, образы или поступки, научиться говорить на его языке. Погружаясь в процесс общения, не следует забывать о целях общения, о том, что конкретно в этом общении для вас важно: передать какие-то сведения, произвести впечатление, увлечь собеседника, договориться о чем-то важном? Большинство людей, к сожалению, ориентируется на собственные формулировки, собственный план и порядок слов и предложений, а не на ожидаемый от общения результат. Важно помнить, что ответную реакцию со стороны собеседника вызывают не наши намерения, а наши действия, а значит, чтобы получить другую реакцию, нужно просто изменить свои действия. Построение взаимоотношений включает в себя принятие, обработку и передачу смысла слов и действий двумя или многими людьми, внутренний мир которых различен. Поэтому, если мы хотим понимания и ясности, нам следует постоянно уточнять, какой конкретно опыт стоит за теми или иными словами собеседника. Для этого необходимо внимательно наблюдать не только за речью, но и за тем, как человек произносит те или иные слова, проявлять внимание к языку как отражению внутренней реальности собеседника и гибкость в связи с получаемыми репликами и реакциями. Значимым элементом общения может стать даже молчаливо брошенный взгляд, несущий в себе огромное содержание и способствующий взаимопониманию обеих сторон. Этим принципом пастырю предлагается взять на себя ответственность за результаты его отношений с окормляемыми людьми посредством наблюдения за следствиями своих слов и действий, стараться, насколько это возможно, заранее предугадывать «как наше слово в сердце отзовется». Это позволит с б о льшим пониманием взглянуть на то, что происходит в окружении наркомана, что происходит с членами его семьи. Если зависимый человек каким-то деструктивным образом ведет себя в семье, в своем окружении и вызывает определенную реакцию близких, — люди плачут, расстраиваются, впадают в депрессию, ходят за ним: «Прекрати пить», «Прекрати ширяться», закрывают его в доме, безрезультатно оплачивают его лечение в различных клиниках, — значит, ему зачем-то нужна эта реакция окружающих. Для него это своеобразный способ коммуникации с другими людьми, способ взаимодействия. Стоит обратить внимание на то, почему такая реакция близкого окружения наркомана выгодна для него, что он получает для себя благодаря этому.
|