Студопедия — НАСИЛИЕ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ И АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ЭКСПРЕССИИ: НЕКОТОРЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

НАСИЛИЕ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ И АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ЭКСПРЕССИИ: НЕКОТОРЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ






На параллели между арт-терапевтической экспрессией де­тей из социально неблагополучных семей, в том числе тех из них, кто пострадал от насилия, и современным искусст­вом обращает внимание Ф. Элдридж (2000). Она указывает, что «современное искусство обращается к тем же самым темам, что и дети. Возможность открытого обсуждения этих тем в средствах массовой информации появилась лишь в последние десять лет. И дети, и современные художники используют в своем творчестве символический язык, защи­щающий зрителя от буквального восприятия их произведе­ний. Искусство позволило им соединить внутреннее и внеш­нее, разум и чувства, прекрасное и безобразное, что было бы вряд ли возможно без использования художественных средств» (с. 50).

По мнению этого автора, пережившие насилие дети и со­временные художники нередко обращаются к «запретным» темам, делают их более открытыми для всеобщего обсужде­ния: «Очевидно, что многие «запретные» темы — такие, как секс, насилие, голод, смерть, утраты и многие другие, очень сложно обсуждать, пользуясь лишь словами. «Цивилизован­ное» общество предпочитает ничего не слышать обо всем этом. Для того чтобы обсуждать эти темы, необходим иной язык, и искусство предоставляет его, позволяя трансформировать сложные переживания. Творчество современных художни­ков позволяет сориентировать внимание общества на ранее «запретных плодах» цивилизации. То, что многие годы дер­жалось в тайне, выходит на свет божий. Благодаря этому «исподняя» сторона нашей жизни становится более зримой и понятной» (там же, с. 52).

Благодаря предъявлению «запретных» тем и переживаний в творчестве участников арт-терапевтического процесса и со­временных художников, специалисты с области психическо­го здоровья и их клиенты, а также общество в целом могут лучше понять природу насилия и те факторы, которые под­держивают его в разных сферах жизни — в семье и сексуаль­ных отношениях, в отношениях между разными социальны­ми группами и сообществами, в межгосударственных отно­шениях, а также в отношениях человека с окружающей его средой обитания.

Арт-терапия основана на опыте искусства и исцеления че­рез искусство, и она так или иначе продолжает быть с ним связанной, обмениваясь с ним формами и идеями. Поэтому в целях осознания социальной и межличностной динамики насилия и пополнения арт-терапии новыми представления­ми было бы естественно обратиться к творчеству некоторых современных художников.

Творчество Мануэля Окампо так или иначе вращается вок­руг темы насилия, в том числе имеющего организованный характер. Его творчество изобилует политическими и коми­ческими темами, что связано с использованием им некото­рых гротесковых образов поп-культуры и политической про­паганды. Оно также богато ссылками на порнографические и религиозно-эсхатологические образы. Он зачастую исполь­зует культовые образы, характерные для его родины (Филип­пин), сочетая их, например, со свастикой ку-клукс-клановцев. В его творчестве соседствуют невинность и ужас, укра­шательство и социальная критика. Порой в нем «выворачива­ется наизнанку» высокомерно-помогающая позиция колони­заторов, «миссионеров от культуры» в отношении «развива­ющихся» стран и «малых народов». Как и некоторые другие современные художники, Мануэль Окампо порой использу­ет образы «детского дискурса», взятые из детских книжек, игр и мультфильмов, вставляя их в отнюдь не детский кон­текст (см. рис. 26).

Рис. 26. Мануэль Окампо «Моральный экзорсизм бессмыслен без ритуального переживания







Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 293. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия