Студопедия — Культура - укрощение инстинкта
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Культура - укрощение инстинкта






Культура возникает, таким образом, в результате отказа от свободного следования инстинкту. На основе запретов и вытеснений, которые приводят к разграничению сознания и бессознательного. С ходом истории число запретов растет. Целостная когда-то психика, действовавшая под влиянием сиюминутных агрессивных и эротических импульсов, вынуждена все чаще отказываться от их удовлетворения.

Тотемический праздник является коллективным воспоминанием о факте отцеубийства. Праздник - это обязательный эксцесс, т. е. выход за повседневные нормы поведения. Во время праздника выражаются амбивалентные чувства, связанные с отцеубийством: радость по поводу освобождения от власти отца и печалью о нем. Поскольку тотемическое животное имеет тенденцию сливаться с образом языческого бога, пиршество превращается в "богопоедание", т. е. в причащение, характерное также для высших религий. Приобщение к богу-предку путем вкушения его плоти дает силу, является условием поддержания сплоченности.

Заключение:

Недовольство культурой у Фрейда, складывалось из-за недопонимания как самой культуры, так и природы её возникновения. Стремясь к максимально простому и естественному объяснению всех событий человеческого мира, он также не понимал её иррациональности. Пытаясь осмыслить все эти условия и устои, Зигмунд понимал, что они не только не помогают человеку реализовать в полной мере те цели, к которым он стремится всю свою жизнь — свобода и счастье, но и определённым образом ограничивают человека. И все, что мыслитель мог предложить этому странному миру — это умеренность и экономию жизненной энергии, которую следует равномерно распределять между различными целями и занятиями (в соответствии с их значимостью).

Систематизируя взгляды Фрейда на культуру, можно сказать следующее:

Во-первых, в своей основе культура есть совокупность бессознательных запретов, ограничений, накладываемых на инстинкты. Все социальные институты - власть, семья, собственность, право, неприкосновенность жизни укоренены в древних табу на самоубийство и кровосмешение. Вокруг этих первичных запретов развивается система нравственных, юридических и бытовых норм.

Во-вторых, культура как конкретная общность людей, как социум, формируется благодаря сложной сети взаимных идентификаций, проекций, переносов, материалом которых являются первичные родительские образы и отношения в семье. Семья есть не только ячейка общества, но и источник всех социальных связей.

В-третьих, общество, как живой субъект исторической жизни, конституируется благодаря культуре, в которой главную роль играют религия, мораль, искусство и познание.

Но все эти виды социальных "сдержек" и установлений, далеко не совершенны и не гарантируют всеобщего счастья. Утверждение, что таковое возможно - иллюзия. Человек постоянно в процессе выбора между добром и злом. Ему (человеку) приходиться делать многое, постоянно совершенствуя собственную культуру, для достижения согласия, комфорта и удовлетворенности. В этом направлении, Фрейд исследует несколько путей:

Первыйпуть состоит в необходимости отказа от нереалистических желаний, в их подавлении. Этому учат восточная мудрость и такие философы, как Шопенгауэр. Но люди не могут и не хотят подавлять своих желаний. Даже если бы они могли это сделать, то по законам психической динамики это обязательно бы привело к росту неврозов, преступлений, самоубийств.

Второй, более приемлемый путьсостоит в необходимости смещения энергии либидо с первичных влечений, на социальные и духовные ценности. Даже удовлетворение от хорошо сделанной работы многое дает и позволяет компенсировать лишения. Еще более эффективно в этом отношении искусство, которое Фрейд сравнивает со сном наяву.

Но все-таки искусство дает лишь мимолетное отвлечение от тягот жизни. Необходимость его не очевидна. Художественная компенсация существует не для всех, а только для эстетически развитых людей.

Третий путь - преобразование мира. К этому зовут религия и социалистические течения. Но, согласно Фрейду, этот путь химеричен. Главные источники человеческих страданий не могут быть устранены. Желая переделать мир, человек ведет себя как параноик, отбрасывающий чувство реальности.

Четвертыйпуть - любовь. Она тоже предполагает смещение либидо с инстинкта на возвышенные чувства. Но любовь - естественна. В ней культура и жизнь связаны воедино. Любовь - единственная возможность реализовать идеал, хотя и труднодостижимая. Ведь мы никогда не бываем столь беззащитны, чем когда любим.

 

Список использованной литературы, сайты:

Зигмунд Фрейд. Недовольство культурой. 1930 г.

Змановская Е. В. Современный психоанализ. Теория и практика. — Санкт-Петербург: Питер 2011 г

Кинодо Ж.-М. Читая Фрейда: изучение трудов Фрейда в хронологической перспективе. — Москва: Когито-Центр 2012 г.

Лейбин В. М. Психоаналитическая традиция и современность. — Москва: Когито-Центр 2012 г

Бороненкова Я.С. Психоаналитическая социальная философия. — Москва: Флинта 2011 г.

Зигмунд Фрейд: Человек, начавший путешествие в неисчерпаемые глубины души. http://people.jmoro.ru/Freud/freud.html

Электронный мемориал «Помни про»: http://pomnipro.ru/memorypage19628/biography

Зигмунд Фрейд биография: http://2mir-istorii.ru/lichnosti-noveyshaya-istoriya/295-zigmund-freyd.html

 

 







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 377. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.029 сек.) русская версия | украинская версия