Студопедия — Каковы основные черты итальянского Возрождения?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Каковы основные черты итальянского Возрождения?






 

Родиной культуры Возрождения является Италия. Возрождение в странах севернее Италии принято называть Северным Возрождением.

Если культура раннего и среднего феодализма связана преимущественно с жизнью поместья, с натуральным хозяйством, то культура Возрождения — культура городская. Именно возникновение городов явилось предпосылкой культуры Возрождения.

Города — это и другой менталитет, и развитие разделения труда, и развитие торговли. Первые города строились истинными умельцами, людьми, которые полностью оторвались от земли и рассчитывали только на свой ремесленный труд. Их ответственность за принятое решение сказывалась на менталитете горожан.

Именно в городах возникает простое товарное производство, которое характеризуется тем, что ремесленник-мастер сам создает товар, сам его реализует и сам распоряжается прибылью. Конечно, такие отношения развивали у человека уважение к самому себе, поскольку он и только он был ответствен за свою судьбу. Культуру Возрождения справедливо называют одной из первых предпосылок зарождавшейся тогда индустриальной цивилизации, так как эта культура начала формировать нового человека.

Эпоху Возрождения одни исследователи определяют как поздние средние века, другие — как новую эпоху, во многом отличную от средневековья. Это расхождение во мнениях связано, видимо, прежде всего, с переходным характером эпохи. Действительно, в эпоху Возрождения сохраняются традиции средних веков, например, эта эпоха по-прежнему наполнена религиозным сознанием. Но в то же время в культуре Возрождения проявляются такие новые черты, как гуманизм, атропоцентризм, обращение к античности, определенная модификация христианской традиции.

Переходный характер эпохи Возрождения затрудняет четкое установление хронологических рамок этого исторического периода, Если за основу взять появление новых черт культуры, указанных выше, то хронологические рамки итальянского Возрождения будут определяться так: Проторенессанс (дученто и треченто — соответственно XII—XIII и XIII—XIV вв.), раннее Возрождение (кватроченто — XIV—XV вв.), высокое Возрождение (чинквеченто — XV—XVI вв.).

Процесс формирования нового человека не произошел в одночасье, он охватил несколько веков, но именно культура Возрождения знаменовала собой поворотный пункт в истории Европы, после которого путь, к новой цивилизации был предопределен. Гуманизм — великое открытие этой культуры.

Явление гуманизма выразилось прежде всего в освобождении человека от сильнейшего влияния церкви. Конечно, было бы абсолютно неправильно утверждать, что в эпоху Возрождения наличествовало мощное светское движение; духовная власть церкви была велика, но постепенно изменялось само религиозное сознание. Человек постигал свои собственные силы, прежде всего духовные, он представал сильным сам по себе, а не только как творение Бога. Он продолжал веровать, но веровать как сильный, мощный ум и даже предполагал, что может понять Бога, стать с Богом на равных. Это дерзкое притязание обусловило глубокий трагизм этой эпохи, из-за невозможности стать вровень с Творцом. Но главное то, что эти попытки фактически повернули ход истории в сторону Нового времени.

Итальянское Возрождение нельзя назвать общеитальянским. Оно представляет собой ряд либо одновременных, либо чередующихся движений в разных центрах раздробленной Италии. Наиболее полно черты Возрождения проявились во Флоренции, Риме. Милан, Неаполь и Венеция также пережили эту эпоху, но не столь интенсивно, как Флоренция.

Возрождение может пониматься как обращение к античности. Термин «Renissance» (Возрождение) впервые появился в книге мыслителя и художника Возрождения Джордже Вазари «Жизнеописание знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550). Так он характеризовал время с 1250 по 1550 г. С его точки зрения, это было время возрождения античности, которую он считал идеальным образцом.

Возрождение может пониматься и как эмансипация человека. В дальнейшем содержание термина претерпело изменения. Возрождением стали обозначать эмансипацию науки и искусства от богословия, охлаждение к христианской этике, зарождение национальных литератур, нараставшее стремление человека к свободе от ограничений католической церкви. То есть Возрождение, в сущности, стало обозначать гуманизм, процесс самоутверждения человека.

Культура Возрождения отличалась художественным характером. Искусство в эту эпоху приобрело высокую социальную ценность.

Культура Возрождения носила элитарный характер. Сами идеи самоутверждения личности, обращение к античности, как подтверждению новых мировоззренческих установок, не были близки широкому кругу людей, но эти идеи, оставшись в культурном процессе и возродившись в эпоху Просвещения, впоследствии радикально изменили мир. Итальянское Возрождение дало миру таких великих творцов, как поэт Данте Алигьери, живописец Джотто ди Бондоне, поэт Франческа Петрарка, поэт, писатель Джованни Боккаччо, архитектор, скульптор Филиппе Брунеллески, скульптор Донателло, живописец Мазаччо, писатель Лоренцо Балла, мыслитель Пико делла Мирандола, философ Марсилино Фичино, живописец Сандро Боттичелли, живописец, ученый Леонардо да Винчи, живописец, скульптор, архитектор Микеланджело Буанаротти, живописец Джорджоне, живописец Тициан, живописец Рафаэль Санти и многие другие.

ЛИТЕРАТУРА

Баткин Л.И. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М. 1978.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.„. 1978.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 3210. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия