Студопедия — Концентрация без напряжения– на чем?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Концентрация без напряжения– на чем?






Неважно на чем. Это может быть концентрация на предмете, символе, на собственном дыхании, концентрация на тексте или на идее. Но это всегда – высокая степень спокойной и мягкой сосредоточенности на каком-либо объекте, имеющем духовное содержание и духовный смысл, когда внутренняя природа объекта раскрывается внутри нашего собственного ума.

У каждого Человека существует так называемый медитативный аспект сознания, через который мы воспринимаем вещи в их первоначальной чистоте – без напряжения и без стремления как-то ими манипулировать. Но одновременно – мы способны получать энергию от этих вещей, мы способны постигать их реальную подлинную сущность и предназначение. И вот этот медитативный аспект сознания делится на две составляющие: на созерцательную и на волевую. Созерцательная составляющая – это такая работа медитативного ума, при котором он воспринимает вещь – он просто ее созерцает. Данная вещь становится для нас одновременно учителем, пищей и – объектом самоотождествления. Волевая составляющая – это следующий этап, когда после определенного периода созерцания медитативный ум что-то делает с внешним пространством: что-то визуализирует, что-то создает, творит, меняет формы предметов, излучает и вносит в пространство свои вибрации.

И созерцательная и волевая составляющие медитативного аспекта сознания могут быть внешними и внутренними. Мы можем созерцать и менять посредством воли наш внутренний мир; мы можем созерцать и менять посредством воли внешние объекты.

Интересно. Некоторые восточные мистики считают, что воля есть зло. Но этот вопрос мне даже не хочется обсуждать. Значит, все-таки медитация– не есть растворение в некой пустоте, в некоем абсолюте? Это творческое состояние, которое предвидит и концентрацию на какой-то идее, на какой-то мысли?

Медитация – это слияние, а не растворение. Это разные вещи. А теперь обратимся к такому термину, как «пустота». Дело в том, что в состоянии «взгляда» можно достичь настолько высоких и тонких вибраций ума, что по сути вибрации становятся неразличимыми. Мистики в таком состоянии видели перед собой чистое, светлое, лучезарное пространство, которое казалось им пустым. И они называли его «пустота». Однако это не пустота, но очень высокая насыщенность материи тонкими вибрациями (в мире вообще нет ничего пустого).

Чтобы доказать буддийскую идею пустоты, обычно пользуются следующим сравнением. Атомное ядро можно уподобить футбольному мячу, который находится посередине футбольного поля. Такие же мячики-частицы летают вокруг мяча – по своим орбитам. А сам атом – это как бы пустое пространство всего поля. Используется следующее, по меньшей мере, неудачное сравнение: идущий вам навстречу Человек – сгусток пустоты, такой же пустоты, как ваша. Если воспринимать Человека как сгусток пустоты, то пустыми становятся наши чувства, и пустотой наполняется даже наше сострадание к Человеку. На самом деле все эти частицы движутся потому, что между ними нет пустоты, их удерживает вместе магнетическая вибрация.

 

 

«Как учиться быть концентрированным без напряжения и расслабленным без расхлябанности?»

Музыкант, арфист спрашивает у Будды: «Учитель, каким должен быть ум во время медитации». И Будда, знающий, что лучше всего объяснять искусство медитации Человеку, опираясь на уже накопленный им опыт, спрашивает его: «Чем ты занимаешься?» Тот говорит: «Я играю на арфе». «Прекрасно, когда лучше всего звучат струны твоей арфы – когда они приспущены или когда очень сильно натянуты?» Музыкант отвечает: «Ни в этом, ни в другом случае, но – когда они натянуты ровно в меру». Будда говорит: «С умом в медитации – то же самое, он должен быть сосредоточен ровно в меру, ни напряжен, ни расслаблен».

Одна из выдающихся женщин-медитаторов давала следующее определение: «Внимание, внимание – и все же спокойно, спокойно». Концентрация без напряжения характеризуется именно словом «внимание». Прежде всего, объясняя ученику, как следует сосредотачивать ум, Учитель не говорит ни о сосредоточении, ни о концентрации… Потому что оба эти слова могут быть поняты неверно; и в результате может возникнуть перенапряжение ментальных и астральных энергий, что приведет к большему привлечению энергии в одни центры и – к рассеиванию ее в других центрах. Учитель говорит именно о «внимании» – будь внимательным к этому, имей это в своей памяти, держи это в своем внимании. Как сказано в «Сефер Йецира»: «Ищи, замечай, думай, воображай, расставь вещи по своим местам и возведи Творца на Его престол».

Итак, прежде всего, ученик должен быть внимателен к объекту медитации. Концентрация без напряжения достигается обязательно за счет постоянного созерцания предмета. На протяжении первого месяца обучения ученик созерцает какой-то предварительно выбранный предмет, на протяжении второго месяца ему рекомендуется созерцать уже символ, не имеющий материальной формы, но лишь визуализируемый умом. На протяжении третьего месяца он созерцает живую картину природы. В течение четвертого месяца – личность, образ Человека; может быть – Человека, с которым у него есть какие-то противоречия. Так в процессе созерцания и приятия созерцаемого образа в лоно медитативного ума – созерцаемый объект раскрывает внутри нас свой собственный духовный потенциал. Этим разрешаются боли и противоречия, мы приближаемся к собственному сокровенному Единству.

Расслабленность без расхлябанности – пребывание в мире и в покое, при котором сознание не засыпает, не уносится волнами «своего забвения», как говорил Учитель Лонгченпа. «Моя радость в смерти, – пишет он, – намного, намного больше радости всех торговцев, приобретающих блага морем или мудрецов, унесенных волнами своего забвения». Расслабленность без расхлябанности – это состояние, при котором тело и ум экономят энергию.

Если обратить внимание на движения мастера боевых искусств или кошки, или любого животного, которому свойственны быстрые и точные броски, то видно, что эти движения очень мягки, плавны, пластичны. Оттого, что каждое движение концентрирует в себе максимальное количество энергии. Когда же Человек привык двигаться слишком динамично и постоянно находится в напряженном ритме, внутренняя энергия привлекается к оболочке астрального тела и распыляется в окружающей среде.

 

 







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 571. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия