Студопедия — Начало материальной и духовной культуры. Захоронения трупов отсутствуют у животных — здесь граница, которую они не в силах перейти
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Начало материальной и духовной культуры. Захоронения трупов отсутствуют у животных — здесь граница, которую они не в силах перейти






Захоронения трупов отсутствуют у животных — здесь граница, которую они не в силах перейти. Духовная культура выполняет ту же, но по большей части невидимую работу, что и материальная культура. Человек Умелый оббивает гальку, преврашая ее в нечто иное с другими функциями. Неандерталец заменяет животное вос­приятие на нечто, способное создавать произведения духовной культуры. Духовная культура оказывает влияние на материальную, та — на преобразование среды, а та, в свою очередь, — человека, и получается контур обратной связи, ускоряющий развитие. Отказ от обязательной непосредственной полезности действия ведет к повышению эффективности практической деятельности. Данный контур обратной связи, по-видимому, ответствен за ускорение ис­торического процесса и эволюции человека. Духовная культура — главный фактор человеческого прогресса, а движущей силой его становится творец духовной культуры — человек.

Нет ничего удивительного в том, что сначала развивается мате­риальная культура. На определенном ее этапе складываются пред­посылки для появления духовной культуры, и с этого момента рез­ко ускоряется развитие человека. Несколько миллионов лет пона­добилось для перехода от материальной к духовной культуре. Затем прошло еще 150 тыс. лет — и появляются разум и речь. Отходя все дальше от животных, человекообразное существо превратилось в неоантропа.

Проходит время, и вот наступает решающий этап в становле­нии человека. Это кроманьонец, Человек Разумный, похожий на нас внешним обликом и ростом. Закончилась в целом телесная эволюция, начинается эволюция социальной жизни — род, пле­мя... Дальше пойдет эволюция хозяйственной жизни, определяе­мая развитием техники.

Разум и язык невозможны друг без друга, а вместе они дают то, чего лишена дочеловеческая жизнь, — социальное наследование приобретенных признаков.

Если и не совсем правильно сказать «в начале было слово», тем не менее речь играет ключевую роль в формировании сознания. С появлением языка и разума изменяется мозг. «Ныне атрополо-гии достоверно известно, что у всех представителей семейства троглодитид, даже самых высших, т. е. палеоантропов (неандер­тальцев в широком смысле слова), не говоря о нижестоящих фор-мах, в архитектонике мозга отсутствовали все верхние префрон-тальные формации коры головного мозга, а также те зоны височ­ной и теменной областей, которые осуществляют второсигнальное


Культурология в вопросах и ответах

управление и деятельностью, и восприятием, и всеми вообще функциями организма человека»1.

С появлением языка начинается видимая духовная культура — как создание качественно нового, не относящегося к практической материальной деятельности, абстрагирующегося от непосредст­венных задач (хотя еще у неандертальцев появляется то, что можно назвать искусством, — вылепленные фигурки людей).

Главное отличие человека от животных не в материальном бы­тии, хотя у человека оно также специфично, а в его бытии духов­ном, которое у животных полностью отсутствует, т. е. в духовной культуре, сотворившей речь и разум. Именно речь порождает чело­века в полном смысле слова. С речью и мышлением появляется идеальное и берет начало культурное время (но не социокультур­ное, поскольку социальность и культурность не одно и то же — различают социальное и культурное время, каждое со своими осо­бенностями).

Возникновение языка несомненно связано со словесным твор­чеством и ведет к становлению новых форм искусства в дополне­ние к наскальным рисункам. Отметим идею Поршнева: исходный психофизиологический механизм развития искусства тот же, что и возникновения речи, — преодоление внушения со стороны других индивидов.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 401. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия