Понятие правового нигилизма и правового идеализма как видов деформации правосознания, их причины и пути преодоленияПравовой нигилизм, т. е. отрицательное отношение к праву, основанное на юридическом невежестве и правовой невоспитанности основной массы населения. Правовой нигилизм может выступать в 2 разновидностях, или формах — теоретической (идеологической) и практической. В первом случае имеет место теоретическое обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают что есть гораздо более важные ценности (напр, мировая пролетарская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного чел-ка. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди населения, в превращении правящей элиты в конечном счете в преступную клику (вот почему становится закономерной и легкой опора государственных органов и должностных лиц, например, органов безопасности, тюремной администрации и т.д., в проведении государственной политики на уголовные элементы).Понятно, что в тех обществах, где правовой нигилизм воспроизводится самим гос-вом в соответ-щих масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву и среди населения, поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания, кот устанав-тся законами и ведомственными нормативными актами. И тогда в общ-ве складывается широко распространенный среди населения обыденный, массовый правовой нигилизм. Кроме того, установленные гос-м предписания не соблюдаются государственными же органами, ведомственными и долж-ми л, чему тоже находятся соответ-щие объяснения и оправдания (" в интересах народа", "для выполнения плана" и т.д.) В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо противоположное явление — правовой идеализм - преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Это явл-е сопровождает человеческую цивилизацию практически на всем пути ее развития. Так, еще Платон наивно считал, что главным средством осуществления его замыслов строительства идеального государства будут идеальные законы, принимаемые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения считалось достаточным, уничтожив старые законы, принять новые, и царство разума будет достигнуто. Удивительно, что еще и сегодня многие люди и даже политики ошибочно возлагают на закон слишком большие надежды в деле переустройства нашего общества. Думается, что лишь достаточный политический и правовой опыт может развеять иллюзии правового идеализма. Если правовой нигилизм означает недооценку права, то правовой идеализм — его переоценку. Оба эти явления питаются одними корнями — юридическим невежеством, неразвитым и деформированным правосознанием, дефицитом политико-правовой культуры. Указанные крайности, несмотря на их, казалось бы, противоположную направленность, в конечном счете, смыкаются и образуют как бы «удвоенное» общее зло. Правовой идеализм породил у значительной части людей кризис веры в законодательные, а в более широком плане — в парламентско-конституционные пути решения назревших проблем, в новые прогрессивные институты. Идеализмом с самого начала страдали некоторые лозунги перестройки, а затем и периода реформации (ускорение социально-экономического развития, искоренение пьянства, резкое повышение жизненного уровня народа, плавное и безболезненное развертывание демократии, гласность и др.). Пути преодоления: 1. Укрепление режима законности в стране (соблюдение всеми гос-ными органами, долж.ми л., гражданами Конст РФ, законов и подзаконных актов) 2. Гарантированность прав и свобод чел-ка, 3. Повышение авторитета суда и иных правоох-ных органов ч/з их совершенствование 4. Обеспечение в стране правопорядка (Правопорядок - это основанная на праве и законности организация общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений на определённом этапе развития общества.); 5. Правовое воспитание (целенаправленная деят-ть гос-ных органов и общественности по формированию у граждан и должностных л правосознания и правовой культуры.
|