Студопедия — Структура этнического самосознания
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Структура этнического самосознания






Ю.В. Бромлей ввел в научный оборот узкое и широкое понимание этнического самосознания. В узком понимании этническое самосознание интерпретируется как осознание принадлежности к этнической общности, в широком - оно означает еще и представления людей о культуре, языке, историческом прошлом своего народа, в том числе о государственности, территории.

Если говорить в обобщенной форме, то в структуру этнического самосознания входят: осознание принадлежности к этнической группе, «образ мы» и этнические интересы.

Под «образом мы» имеются в виду не только авто стереотипы, т.е. представления о характерных чертах группы, но и другие представления о своем народе, его культуре, территории и т.д.

Этническое самосознание имеет сложную структуру. В него входят психологические (отождествление себя со своей этнической группой), когнитивные компоненты - представления, составляющие «образ я», а также эмоциональные (оценка и отношение к себе и другим) и поведенческие (система установок, готовность к действиям, выраженность интересов).

В период национальных движений и конфликтов особенно заметно возрастает влияние представлений, черпаемых из далекого прошлого. К ним относятся представления о великих временах в истории, успешных правителях, героях, о древней культуре, обращение к которой, как предполагается, «спасет» народ (традиционализм). Возвращение к традиционности часто называют «архетипами» сознания. Мы говорим именно об архетипах исторического сознания как части (элементе) этнического самосознания.

Элементом когнитивно-эмоциональных компонентов в структуре этнического самосознания является и система этнических стереотипов. Этнические стереотипы - это приписывание каких-то черт народу. Они, конечно, могут отражать те или иные реальности, но в целом их неправомерно оценивать как характеристику народа. Такими типичными приписываниями. являются, например, «русская лень» или «кавказская воинственность».

Этничность - это свойство, принадлежащее тем, кто признается членом данного общества, обладающего общими культурными чертами, в том числе общими предками и общей историей; это свойство, проявляющееся в результате взаимодействия с членами более широкого общества, имеющего другие культурные черты.

К этническим меньшинствам относят группы, во-первых, численно меньшие, чем этническое большинство в государстве (титульные этносы), во-вторых, находящиеся в не доминирующем положении, в-третьих, обладающие этнокультурной спецификой и желающие сохранить ее. Они могут быть частью этнонации, проживающей за пределами основной территории самоопределения последней (грузины в России, татары в Сибири и др.); могут быть группой сохраняющего свою идентичность народа, но разбросанного по многим странам и не имеющего своего государства (цыгане, курды); могут быть народом территории внутренней колонизации (эвены, чукчи); наконец, группой обосновавшихся на постоянное жительство граждан - в прошлом иммигрантов (немцы Поволжья, испанцы в России).

Этногенез - происхождение и развитие этноса.

Этнические процессы – изменения, в результате которых происходит изменение отдельных элементов в этнической структуре. Они бывают этноэволюционные (изменение количественных характеристик: пол, элементы культуры и т.д.) и этнотрансформационные (качественные изменения, изменение этнического самосознания).

Характеристика этнической структуры российского общества. Национальная структура населения России и ее изменения за три четверти века.

Главные тенденции последнего десятилетия - снижение в населении доли русских и рост доли народов Северного Кавказа - наметились еще в 1960-х гг., а сокращение удельного веса финских народов и народов Европы даже в 1930-х (а возможно и раньше).

По сравнению с довоенными переписями, из первой двадцатки народов ушли поляки, коми, карелы и евреи (18,17,14 и 9 место в 1926г.) и понизились в ранге немцы и мордва (6,4 место в 1926г., 14 и 8 в 1999г.). А появились в первой двадцатке: осетины 1939г., кабардинцы в 1970 и даргинцы в 1989г. (15, 18 и 20 место в 1999г. соответственно) и сильно повысились в ранге чеченцы и аварцы (13 и 20 место в 1926, 7 и 13 в 1999г.)

 

Классификация этносов:

-по численности (большие и малочисленные)

-принадлежность к определенной религии

-географическая

-принадлежность к языковой семье.

 







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 2593. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия