Студопедия — Тема 2. Эволюционистская социология Герберта Спенсера
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 2. Эволюционистская социология Герберта Спенсера






Тема 2. Эволюционистская социология Герберта Спенсера.

Герберт Спенсер (1820-1903) - английский философ и социолог. Один из родоначальников позитивизма. Явился основоположником органической школы в социологии.

Главные работы: «Основные начала» (1862), «Основания биологии» (1864-1867, 2 т.), «Основания психологии» (1870-1872, 3 т.), «Основания социологии» (1876-1896,3 т.), «Основания этики» (1873).

Спенсер отвергал идею единообразного, линейного прогресса. Разделение труда - есть универсальный механизм развития. Наиболее существенный критерий социального прогресса - это переход от общества, где личность подчинена целиком социальному порядку, к состоянию, когда «социальный организм» служит индивидам, его составляющим.

Социология Спенсера охватывает антропологию, этнографию, общую теорию исторического развития.

Два главных принципа Спенсеровой социологии - это

1) концепция общества как организма (единство социального целого)

2) идея социальной эволюции.

Характеристика общества как организма:

• общество растет и увеличивается в размерах

• с ростом общества его структура усложняется как у биоорганизма

• дифференциация структуры био- и социальных организмов сопровождается аналогичной дифференциацией функций

• дифференциация структур и функций сопровождается развитием их взаимодействия

• каждый организм - это общество, состоящее из отдельных индивидов

• в обществе, как и в организме, когда жизнь в целом остановилась, отдельные составные части продолжают жить.

Но Спенсер видел и существенные различия между обществом и организмом:

• составные части биологического организма объединены неотъемлемо, а в обществе элементы более или менее свободны рассеяны

• дифференциация функций в индивидуальном организме такова, что способность чувствовать и мыслить сконцентрирована только в определенной ее части, а в обществе сознание распространено по всему агрегату, и все его составные элементы способны наслаждаться и страдать примерно также

• в живом организме элементы существуют ради целого. В обществе - наоборот.

Введенные ограничения очень важны для Спенсера, постоянно протестовавшего против полного отождествления общества и организма.

У любого развитого общества существуют три системы органов:

1. поддерживающая система (система органов питания) производство необходимых продуктов

2. распределительная обеспечивает связь между различными частями с помощью разделения труда

3. регулятивная система (государство подчиняет части целому).

Специфическими частями органов являются социальные институты. их шесть: домашние, ритуальные, политические, церковь, профессиональные и индустриальные.

Всеобъемлющая категория эволюции - любой социальный процесс рассматривается как часть эволюции. Любое развитие включает два аспекта интеграцию и дифференциацию. Начинается оно с простого количественного роста. Количественный рост и усложнение структуры социальных агрегатов ведут за собой процесс функциональной и структурной дифференциации целого.

Спенсер пытался совместить историко-эволюционный подход к обществу со структурно- функциональным. Своей концепцией структурной дифференциации, пониманием общества как саморегулируемой системы он предвосхитил многие положения структурного функционализма в социологии и этнографии.

Спенсер явился первым социологом, который начал систематическое использование понятий система, структура, функция, институт. Он первым разграничил понятия эволюции и прогресса. Он более последователен, чем Конт в отношении эмпирических, прежде всего, сравнительных исторических исследований. Систематизация этнографического материала, сам способ типологизации обществ послужили важным вкладом в развитие антропологии, этнографии, психологии.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 706. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия