Студопедия — Консервативное мышление
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Консервативное мышление






4. Социалистическая гуманистическая утопия (самое критическое мышление – социализм, по мнению Мангейма, направлен на реализацию лучшего будущего)

 

Мангейм смог преодолеть марксовское понимание идеологии, сделал идеологию инструментальным понятием для науки, а не некой глобальной конструкцией, охватывающей весь мир и придающей ложное сознание. Показал систематизированность идеологии (идеология играет роль познавательного фильтра –мы не воспринимаем вещи так, как они существуют, мы либо вообще их не видим, либо воспринимаем их в трактовке идеологии – для достижения непротиворечивости) — она всегда есть система взглядов. Значит ее можно обнаружить и системно проанализировать.

 

Опираясь на идеи Мангейма Карл Поппер (позитивист) выдвинул свою классификацию идеологии. Он подразделил на:

1. тоталитарныестремятся дать объяснение всем без исключения явлениям в мире (соц, физ, хим, био...) тут есть ответы на все вопросы. На любой вопрос есть ответ. Внешняя характеристика — ее репрессивность. Она всегда навязывается индивиду насильственно, с помощью интенсивной пропаганды, ломающей прежнюю структуру сознания. Она всегда ломает, так как не может встроиться.

2. Открытые — полная противоположность.

Тоталитарная идеология — следствие установления тоталитарного режима и сохранитель его.

Недостаток — жесткое противопоставление 2 типов идеологий. Если нет общего у них — почему мы их обе называем идеологиями?

 

3 основные пункта всех современных подходов к идеологии:

1. тезис о плюрализме идеологии (идеологий как минимум больше, чем 2, она не может быть одна. Если в обществе одна, то либо остальные замалчиваются, репрессируются, либо это тоталитарный режим, ее насаждающий)

2. все идеологии определяются как ложное, или как сочетание ложного и истинного сознания. Возобладала марксистская точка зрения (точка зрения Энгельса, а не Маркса)

3. сведение идеологии к предвзятым суждениям и отрицание в идеологии творческого начала (любая идеология — должная картина мира, как должно быть с ее точки зрения, все что не укладывается в нее — отрицается, это недостатки действительности, которые должны быть исправлены)

 

Понятие ложности идеологии не тождественно лживости. Ложность не значит лживости, потому что ложь, лживость — намеренное искажение действительности,идеологии намеренно не искажают. Идеология ложна потому, что это ценностный образ мира, а не потому что она намеренно искажает действительность. А ценности по своей природе не являются простым адекватным отражением действительности. Идеология ложна с неизбежностью, даже если пытается найти истину и ставит благие цели. Истину можно найти только в мире фактов, а не в ценностом мире. Проблема в том, что человеческое сознание не может полностью абстрагироваться от ценностей, человек всегда привносит ценностный компонент в любой анализ окружающей действительности. Идеологичность всегда присутствует в человеческом взгляде на мир, даже если этот человек физик-теоретик.

Самая популярная трактовка — позитивистская трактовка идеологии. Это Парсонс, Поппер и др. Позитивизм приравнивает идеологии к ценностной ориентации. Идеологиям характерна оценивающая способность, они все так или иначе оценивают окружающий мир. При этом оценка всегда ориентирована на последующее действие (идеология призывает к действию) и эта оценивающая система всегда логически согласована. С точки зрения позитивизма иррациональных идеологий не существует. Поэтому религия — не идеология, но может к ней привести.

Антипозитивисткое, или феноменологическое направление в трактовке идеологии. Феноменология — анализирует уникальные явления (феномены) — они анализируются так, как они есть. Феноменология просто берет феномен и исследует его таким, каким его обнаружит. Один из теоретиков — Шюц. Он считал, что ядром идеологии должно быть признано естественное или объективное мировоззрение, непосредственный жизненный мир, который основан на элементарных ценностях и обыденных представлениях. По своей природе этот мир не поддается строгому научному определению и существует в виде стихийно складывающихся мировоззрений. Поэтому с точки зрения феноменологии — идеология растворена в повседневной действительности и выходит за рамки политики. (идеология фирмы, продаж и т.д).

Взгляд на идеологию в рамках иррационализм а. Суть — гипертрофия мифологического характера идеологии. Преувеличенная трактовка как мифа. Мифологический элемент заложен в иделогии, но миф не является идеологией. Но для иррационализма идеология объясняется мифическим характером. Ницше, Шопенгауэр, Фрейд, Фойер.

 

Льюис Фойер — 3 основные части идеологии с точки зрения иррационального подхода:

1. инвариантный мир (без вариантов, у мифа нет разных трактовок — архетипы из коллективного бессознательного). Например, Великая Октябрьская социалистическая революция. (за переворот - неприятности)

2. определенные философские доктрины, которые чередуются в процессе исторического развития. (либералы — просвещение, советы — марксизм-ленинизм)

3. учение о ведущей роли в обществе определенной социальной группы или класса (в общественном мнении складывается стереотип, что определенная группа — основа жизнедеятельности, на ней культурная, соц нагрузка по поддержанию мира — напр, буржуазия или пролетариат). Сейчас мифологема — средний класс. Был бы — у нас все было бы хорошо

Идеология с точки зрения критической теории общества. (Франкфуртская школа). Или неомарксисткое направление. Гиперидеологичность действительности. Действительность сверхидеологизирована. Трактовка ложности идеологии: ложность происходит не от того, что она обусловлена социально-политическими, экономическими интересами и даже не в следствие ценностного характера идеологии, ложность идеологии происходит от ложности самой действительности. Идеология в этом смысле — адекватное отражение действительности. Ложная действительность — значит люди живут в своеобразном навязанном и усвоенным ими мире. Люди становятся функциями. Маркузе — «одномерный человек» этого мира. Хоркхаймер - «рафинированный человек». Люди не только воспринимают мир определенным образом, они живут только определенным образом, для них другого мира не существует. (Исследования — опрашивали 25-35 лет людей, особенно сотрудников фирм и офисов, выявили тенденцию: менеджеры продаж говорили, что смысл жизни в технологии продаж. Люди не понимают, что их жизнь бессмысленна. Они одномерны. Настроены на выполнение определенной социальной функции). Идеология ложна — она калька с ложной действительности. Действительность насквозь идеологизирована. Ничего другого нет. Статус новой идеологии приобретают наука и техника. Это новая мегаидеология.

Вторая половина 20 века — распространение тезиса о конце идеологии. Теория конца идеологии. Автор термина Даниэл Белл. Сторонники этого принципа были Аарон (Раймон), Липсет, Поппер, Фукуяма. Основной тезис теории конца идеологии имеет позитивистский характер: возрастающее влияние науки приводит к падению влияния идеологии. Утверждается, что в современном мире механизмы власти теряют очевидный характер, размываются смысловые границы самих идеологий, и идеологии теряют устойчивую социальную базу. Классовая структура общества становится неочевидной, усложняется. Социальные носители идеологии также размываются. Эта точка зрения очень критиковалась теорией критического общества: рано списывают идеологию, наука тоже становится идеологией. Концепция деидеологизации. В ответ возникает:

Концепция реидеологизации. Происходит возвращение идеологии. Представители— Поппер, Белл, Липсет, Артур Виннер. Причина возрождения идеологии — кризис постиндустриального общества. Вследствие кризиса возникают новые идеологии — феминизм, экологизм, антиглобализм. И сильно меняются традиционные идеологии — неоконсерватизм возникает, идеологии третьего пути — в рамках социализма (фэил). Концепция реидеологизации не утверждает возрождение в прежнем виде. Уже другой механизм усиления идеологий. Механизм производства идеологий изменился. Самый явный признак этого — партии потеряли ведущую роль в выработке идеологии. Партии заимстуют идеологические концепты, возникшие за их пределами. Это дискуссионные площадки, научно-публицистические журналы. Новые концепты формируются за рамками партийных структур. Движение зеленых создало партию зеленых.

3 основные черты (3 пересекающихся круга - цветочек):

1. идеология как сфера, критически описывающая существующую политическую реальность

2. идеология как образ будущего общества

3. идеология как теория политических изменений

1 и 2(пересечение) — сравнение того что есть, с тем, что должно быть. Связь между фактами и ценностями.

2 и 3 (пересечение) — взаимодействие между фундаментальным ядром идеологии и ее ситуативной оболочкой.

Суть — пересечение 3 элементов.

 

Основные социальные функции идеологии:

1. когнитивная (познавательная) функция. Идеология дает когнитивную карту политики. Эта карта искажена. Но: благодаря этой карте люди могут идентифицировать себя в политике. Арендт — идеология как 6 чувство политики

2. легитимизирующая функция. Идеология стремится дать обоснование существующего или желаемому политическому режиму. Идеология может быть либо критична (желаемый режим), либо апологетична (существующий режим)

3. нормативная функция. Любая идеология задает нормы социального поведения, которые приняты в данной социальной среде. (не выходить на работу во время забастовки)

4. интегрирующая функция. Идеология способствует политической социализации и объединению людей. Особенно ярко это представлено в системе образования. Через нее осуществляется базовая политическая социализация всех граждан. Там объясняют что такое хорошо и плохо.

5. мобилизационная функция. Самая социально значимая функция. Способствует коллективным действиям по достижению политических целей. Белл: через идеологию идеи переводятся в социальные действия.

 

18. Традиционалистское и индивидуалистическое направления современного консерватизма.

 

Новые правые:

2 направления:







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 777. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия