Утопического социализма
Среди различных течений и движений эпохи Возрождения достаточно заметное место занимали мыслители-социалисты, выражавшие извечные устремления людей труда к социальной справедливости, пытавшиеся ответить на вопрос, как избавить народные массы от бедствий и страданий. Решение этого вопроса многие из них видели в создании проектов общественного устройства, основанного не на частной, а на общественной собственности. Один из таких проектов был разработан английским правоведом Томасом Мором (1478-1535гг.). В 1516 г. появилось его сочинение «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии». В ней рассказывается о невиданных законах и порядках, установленных на удивительном острове. Утопия – республика, управляемая выборными должностными лицами. Там нет ни богатых, ни бедных, все жители равны. Жизнь островитян протекает мирно и счастливо потому, что все принадлежит всем, все трудятся. Труд стал здесь не только жизненной, но и моральной необходимостью. Все блага распределяются по принципу: каждый работает, сколько может, а получает столько, сколько ему надо. В Европе же в отличие от утопического государства труд бедняков создает богатства, которые идут на содержание бездельников-богатеев. В частной собственности Мор видит корень всех социальных бед. Она порождает нищету масс, преступность, всяческие несправедливости, питающие такие дурные человеческие качества, как алчность, эгоизм и пр. Взгляд на собственность как на основу, определяющую структуру, психологию, нравы, законы общества, позволил Мору сделать оригинальные выводы о сущности государства и права. Государства, считает Мор, не представляют собой «ничего кроме некоего заговора богатых, под предлогом и под именем государства думающих о своих выгодах». Они используют его в целях угнетения народа, для защиты своих корыстных материальных интересов. Делается это и с помощью законов, предписаний власти, которые навязываются народу от имени государства. Эгоизмом богачей обусловливается также сложность и запутанность законодательства, охрана его жестокими наказаниями. В укор тогдашнему реальному обществу Мор рисует воображаемое государство (Утопию), которое стремится обойтись без запретов и регламентации, ограничивающих свободу граждан. Поскольку здесь нет частной собственности, нет денег, не используется в быту золото и серебро, споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны. Поэтому они не нуждаются в обширном и сложном законодательстве. Жизнь на острове подчиняется не столько юридическим, сколько этическим законам. «У утопийцев законоведом является всякий, ведь... у них законов мало, и, кроме того, они признают всякий закон тем более справедливым, чем проще его толкование... Утопийцы считают в высшей степени несправедливым связывать каких-нибудь людей такими законами, численность которых превосходит возможность их прочтения... Все законы в Утопии издаются только для того, чтобы напомнить каждому его долг». Однако на острове счастливы не все. Есть в этой идеальной стране рабы, обращенные в рабство за совершение тяжкого преступления. На их плечи взваливается самый тяжкий и непривлекательный труд. Но рабство в утопии не пожизненно и не наследственно. Сын раба – свободный человек. Да и сами рабы при определенных условиях могут стать свободными гражданами. Похожий, но еще более радикальный социалистический проект был описан спустя почти столетие итальянцем Томмазо Кампанеллой (1568-1633 гг.) в знаменитом произведении «Город Солнца». Подобно Томасу Мору, Кампанелла нарисовал картину общества, где нет частной собственности, люди живут единой дружной семьей, вся жизнь подчинена разуму. В идеальной республике, которую он назвал Государством Солнца, все трудятся. Блага же распределяются справедливо и разумно. Государство обеспечивает своих граждан всем необходимым. Таким образом, и у Кампанеллы основой социального уклада является общность всей жизни. Она распространяется на дома, спальни, кровати. Все люди носят абсолютно одинаковую одежду. Детей воспитывает государство. Все подлежит всеобщему государственному регулированию – от трудовой деятельности до отношений между полами и рождения детей. В отличие от Мора, для которого будущее «царство справедливости» было мечтой, Кампанелла связывал его воплощение с насильственными, революционными действиями. Идея равенства была не нова для истории общественной мысли. её исповедовали в начале новой эры ранние христиане. Но у них речь шла об имущественном равенстве. Мор и Кампанелла расширили понимание равенства, поставив вопрос о необходимости всеобщего участия в труде. Отличительной чертой их социальных проектов было также осознание важности организации труда как условия реализации идеи равенства. Мор и Кампанелла воплотили в своих произведениях давнюю мечту людей о справедливом обществе, однако справедливое общество отличается у них удручающей одинаковостью и унифицированностью жизни населения социалистических республик. Понимание равенства, приближающееся к тождеству и единообразию, оставляло мало места для проявления человеческой индивидуальности, личностного начала. К тому же оно было не лишено противоречивости. Утверждение социального равенства обеспечивалось детальной регламентацией жизни людей, что требовало наличия многочисленной и всесильной бюрократии, порождающей в свою очередь еще большее неравенство. Как видим, в эпоху Возрождения существовали очень разные подходы к истолкованию социальной жизни. Они получили развитие в последующие исторические периоды. Вопросы для обсуждения на семинаре 1. Учение Н. Макиавелли о государстве и политике. 2. Утопические социалистические концепции Т. Мора и Т. Кампанеллы. 3. Политико-правовые воззрения идеологов Реформации. 4. Теория государственного суверенитета Ж. Бодена.
|