Студопедия — Об отношении к памятникам архитектуры в средние века
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Об отношении к памятникам архитектуры в средние века






Вопреки широко распространенному мнению о резком разрыве античной и раннесредневековой традиций, в частности об отрицательном отношении к архитектуре Римской империи, имеются факты, свидетельствующие об обратном. Так, 11 июля 485 года остготом Майорианом был издан эдикт об охране зданий и древностей Рима. Несколько позднее остготский король Теодорих расширил положения эдикта Майориана в своем эдикте об охране предметов искусства. Сам Теодорих с глубоким почтением относился к Риму, по его словам, как ко «всему родному, матери красноречия, обширному храму всех добродетелей, включающему в себя все чудеса мира, так что по справедливости можно сказать, что весь Рим – чудо».

Теодорих назначил особого городского архитектора, подчиненного префекту и отвечающего за сохранение памятников, на что отчислялись деньги из королевской казны, а «что же касается новых сооружений, то Теодорих вменил архитектору в обязанность тщательно изучить стиль древних и не делать варварских отступлений от него» [50, с.267].

Прокопий Кесарийский в своем сочинении «О постройках» приводит большой список сооружений, восстановленных Юстинианом. Безусловно, Юстиниан не ставил себе целью реставрацию ради сохранения памятников, а в большинстве случаев перестраивал их в соответствии с современными нуждами. Однако стремление к охранению памятников, к принятию практических мер поддерживалось и идеологически. Рачительное отношение к памятникам, к их восстановлению обычно подчеркивалось авторами жизнеописаний, как, например, в «Жизнеописании Василия I». Наиболее ярким примером служит следующий фрагмент из истории Никифора Григоры (XIV век).

«Тело государыни (Ирины – В.Н.) перевезено было в Константинополь и положено в обители Пантократора. Из принадлежащих ей больших денег часть царь раздал ее детям, а часть отделил на поправку великой церкви святой Софии; потому что слышал от опытных зодчих, что две ее стороны, одна, обращенная к северу, другая – к востоку, от давности осели и грозят скоро упасть, если их не поправить. Поэтому царь, как мы сказали, отсчитал зодчим немало денег (покойной) государыни, посредством которых совершенно предотвратил угрожавшую опасность. Здесь стоит указать на побуждение, каким в этом случае руководствовался царь. Другие цари воздвигали новые Божие храмы, с примесью честолюбивых видов, почти из тщеславия и хвастовства; а где только подобное побуждение берет верх, там оно лишает поступок его значения, точно червь, засев в яблоке, уничтожает его красоту. Но царь Андронник находил, что гораздо лучше – поправить уже давно существующие храмы, приводить их в надлежащий вид и предотвращать необходимыми мерами опасности, каким они допускаются от времени, нежели допускать их падения, чтобы потом для славы и хвастовства возводить с основания другие Вот почему царь заботился о древних храмах, восстанавливал и возобновлял их, и тратил на то денег гораздо больше, чем бы потребовалось, если бы он вздумал воздвигать новые Упомянем о делах его в одном Константинополе, которые благодаря этому царю существуют и до сего дня. Это, во-первых, находящийся у ворот Евгения, величайший храм великого Павла; потом другой храм 12 учеников и Апостолов Христовых; дальше – константинопольские стены, которые он возобновил и воздвиг из развалин; и, наконец, этот громадный и пресловутый храм святой Софии, который он еще более хотел поправить «[51, с.267–269].

Разрушение памятников архитектуры, реально происходившее повсеместно в связи с экономическими трудностями, стало осознаваться как бедствие уже в начале формирования городской культуры средних веков. В тот период появляется интерес к архитектуре античности.

Об этом свидетельствует «Первая элегия о Риме» Хильдеберта Лаварденского, написанная в начале XII в. после поездки в Рим, еще лежавший в развалинах после битв 1084 года между Генрихом IV и норманнами Роберта Гискара. Хильдеберт пишет:

«Рим стараньем людей воздвигнут был столь величаво,

Что и старанье богов не сокрушило его.

Мрамор опять собери, и богатства милостью вышней

Нового пусть мастера будут стараться достичь.

Но не удастся создать никогда им подобной твердыни,

Даже развалин ее не восстановят они.

Сколько осталось еще и рухнуло столько такого,

Что не сравнимо ни с чем и не воскреснет опять» [97, с.210].

Этот интерес, возродившийся в период Ренессанса в обмерах и зарисовках памятников античности, одновременно вызвал отрицательное отношение к средневековому наследию, что хорошо отражено у Вазари: «Существуют работы и другого рода, именуемые немецкими, сильно отличающиеся украшениями и соразмерностями от древних и новых. Ныне лучшими мастерами они не применяются, но избегаются ими, как уродливые и варварские, ибо в каждой из них отсутствует порядок, и скорее можно назвать это путаницей и беспорядком Манера эта была изобретена готами, ибо после того, как были разрушены древние постройки и войны погубили и архитекторов, то оставшиеся в живых стали строить в этой манере, выводя своды на стрельчатых арках и заполняя всю Италию черт знает какими сооружениями, а так как таких больше не строят, то и манера их вовсе вышла из употребления. Упаси Боже любую страну от одной мысли о работах подобного рода, столь бесформенных по сравнению с красотой наших построек «[39, с.57–58].

Вслед за деятелями Ренессанса отрицательное отношение к памятникам средневековой архитектуры сохранялось до конца XVIII века, когда Гете в своих блестящих эссе «О немецком зодчестве» (1771 и 1823) раскрыл дух средневековой архитектуры, а Гегель включил ее в движение истории искусств. Развитие археологии и возрождение интереса к готике поставили в XIX веке вопрос об охране памятников архитектуры на научную основу.

Что же касается отношения людей средневековья к памятникам архитектуры, то следует отметить, что если в ранний период средневековья прекрасно отличали античные памятники от христианских, свидетельством чему могут служить фрагменты из 7-й книги «О граде Божием к Марцеллину против язычников» Блаженного Августина, то в более поздние периоды это понимание уже исчезло. Свидетельствует об этом сочинение Никиты Хониата «О статуях Константинополя», в котором автор затрудняется определить происхождение памятников. Можно предположить, что кроме падения общего уровня образования и интереса к сохранению и описанию памятников искусства существенную роль играла концепция времени, принятая в средневековой культуре, которая, с одной стороны, утверждала линейный необратимый ход времени, а с другой – отрицала развитие, фактически предполагая внеисторическое одновременное существование событий, то есть сама концепция охраны памятников как исторической ценности существовать в средние века не могла, и только период позднего Возрождения с его оформлявшимся историческим сознанием был способен ее создать.

 







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 660. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия